Модель управленческих компетенций преподавателя высшей школы: анализ перспектив развития в условиях цифровизации образования
2 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
3 Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме совершенствования коммуникативной образовательной среды с позиций адаптации системы высшего образования к цифровому формату. Цель работы выявить направления развития модели управленческих компетенций преподавателя экономического вуза в условиях цифровой трансформации образования.
Методология. Методологической основой работы является правило Парето (2080), позволяющее оценить потенциал цифровых ресурсов и технологий для совершенствования модели управленческих компетенций преподавателя в цифровую эпоху. В ходе исследования использовались методы экспертного оценивания, ассоциативно-лингвистического анализа, а также социологический опрос студентов и преподавателей экономических факультетов Финансового университета при Правительстве РФ, Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского с целью оценки значимости цифровой специфики коммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Результаты. На основании теоретического анализа проблемы исследования выделен компонентный состав модели управленческих компетенций преподавателя в системе высшего экономического образования, включающий коммуникативный, содержательный, технологический и организационный блоки. Содержание компонентов модели демонстрирует важность цифровой специфики современного коммуникационного знания для эффективной координации деятельности участников образовательного процесса, в том числе повышения уровня интерактивного взаимодействия.
Использование метода экспертных оценок позволяет ранжировать уровень влияния цифровых технологий на динамику развития компонентов модели управленческих компетенций. Ассоциативно-лингвистический анализ визуализирует тесную связь результатов идентификации респондентами категории «управленческие компетенции» с общими тенденциями цифровизации. Полученные результаты подтверждают справедливость принципа Парето в части согласованности содержания управленческих компетенций с цифровым форматом социально-экономических отношений: 20 % компонентного состава управленческих компетенций преподавателя составляют навыки владения цифровыми технологиями, сформированность которых гарантирует 80 % образовательного результата с позиций эффективной коммуникации в различных информационных средах.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о высоком потенциале цифровых ресурсов и технологий для развития модели управленческих компетенций преподавателя в части повышения интерактивных характеристик коммуникационного взаимодействия, возможности интеграции знаний в различных информационных средах, а также роста мотивации студентов, несмотря на когнитивную перегруженность «цифровой» реальности.
высшее экономическое образование; коммуникация; коллективная деятельность; управленческие компетенции; модель управленческих компетенций преподавателя; цифровизация образования; цифровые технологии; интерактивное обучение; искусственный интеллект; метод экспертного оценивания
- Berkat, Setinawati, Basrowi, The role of educational management in enhancing innovation and problem-solving competencies for students towards global competitiveness: A literature review // Social Sciences & Humanities Open. – 2025. – Vol. 11. – P. 101280. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2025.101280
- Dečman N., Rep A. Digitalization in Teaching Economic Disciplines: Past, Current and Future Perspectives // Business Systems Research. – 2022. – Vol. 13 (2). – P. 1–7. DOI: https://doi.org/10.2478/bsrj-2022-0012
- Farias-Gaytan S., Aguaded I., Ramirez-Montoya M. S. Digital transformation and digital literacy in the context of complexity within higher education institutions: a systematic literature review // Humanities and Social Sciences Communications. – 2023. – Vol. 10 (1). – P. 386. DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-023-01875-9
- Ghasemy M., Siwei L., Sirat M. Academic leaders navigating change: a comprehensive bibliometric review paper of crucial leadership capabilities and managerial competencies // International Journal of Leadership in Education. – 2023. – P. 1–33. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603124.2023.2267029
- Haleem A., Javaid M., Qadri M. A., Suman R. Understanding the role of digital technologies in education: A review // Sustainable Operations and Computers. – 2022. – Vol. 3. – P. 275–285. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.susoc.2022.05.004
- Johnson M., Meder M. E. Twenty-three years of teaching economics with technology // International Review of Economics Education. – 2024. – Vol. 45. – P. 100279. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.iree.2023.100279
- Kobayashi K. Interactive Learning Effects of Preparing to Teach and Teaching: a Meta-Analytic Approach // Educational Psychology Review. – 2024. – Vol. 36 (1). – P. 26. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10648-024-09871-4
- Lacka E., Wong T. C., Haddoud M. Y. Can digital technologies improve students' efficiency? Exploring the role of Virtual Learning Environment and Social Media use in Higher Education // Computers & Education. – 2021. – Vol. 163. – P. 104099. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104099
- Morgan H. Best Practices for Implementing Remote Learning during a Pandemic // A Journal of Educational Strategies. – 2020. – Vol. 93 (3). – P. 135–141. DOI: https://doi.org/10.1080/00098655.2020.1751480
10. Picault J. Looking for innovative pedagogy? An online economics instructor’s toolbox // The Journal of Economic Education. – 2021. – Vol. 52 (2). – P. 174. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00220485.2021.1887024
11. Wang D., Huang X. Transforming education through artificial intelligence and immersive technologies: enhancing learning experiences // Interactive Learning Environments. – 2025. – P. 1–20. https://doi.org/10.1080/10494820.2025.2465451
12. Watermeyer R., Crick T., Knight C., Goodall J. COVID-19 and Digital Disruption in UK Universities: Afflictions and Affordances of Emergency Online Migration // Higher Education. – 2021. – Vol. 81 (3). – P. 623‒641. URL: https://elibrary.ru/jgsora DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10734-020-00561-y
13. Zhao Y., Ko J. Orchestrating vocational education classrooms for adaptive instruction and collaborative learning // Cogent Education. – 2024. – Vol. 11 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.1080/2331186X.2024.2351238
14. Грунис М. Л., Кирилова Г. И. Цветовая дифференциация цифровых рисков в педагогическом образовании // Интеграция образования. – 2023. – Т. 27, № 2. – C. 325–339. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54044146 DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.325-339
15. Коломейцева А. А. Многозадачность образовательного процесса в условиях цифровизации высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 84–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46264922 DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-10
16. Король А. Д., Воротницкий Ю. И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 6. – С. 48–61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48967411 DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61
17. Кохан Н. В., Ерёмина А. П., Ганаева Е. А. Успешные практики формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1. – С. 29–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63493505 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1812-9463.2401.03
18. Крайнов Г. Н. Вызовы цифровизации российскому высшему образованию // Вестник МИРБИС. – 2021. – № 1. – С. 55–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44816242 DOI: http://dx.doi.org/10.25634/MIRBIS.2021.1.6
19. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 1.– С. 156–201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45067129 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2021-1-156-201
20. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Проскурина А. С., Нгуен Е. Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 1. – С. 156–167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44609924 DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167
21. Ушаков А. А. Профессионально-развивающий потенциал цифровой интегративной образовательной среды педагога // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 3. – С. 694–705. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54134616 DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2023.3.42