Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 4, С. 273–298
УДК: 
372.8+811.111+316.77

Интеграция лексического подхода и метода проектов для успешного освоения специализированной лексики на английском языке студентами неязыковых специальностей [ In English]

Гильманова А. А. 1 (Казань, Россия), Муртазина Э. И. 1 (Казань, Россия)
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема методологических подходов в области преподавания специализированного английского языка. Цель исследования состоит в обосновании эффективности интеграции лексического подхода и метода проектов для успешного освоения специализированной лексики на английском языке студентами неязыковых специальностей.
Методология. Исследование основано на теоретическом анализе лингвистических источников по преподаванию специализированного английского языка и таких эмпирических методах, как тестирование, учебные проекты и наблюдение. Гипотеза была проверена с помощью статистического анализа результатов тестирования и учебных проектов. Методика преподавания включала грамматико-переводной метод в контрольной группе, лексический подход и проектное обучение в экспериментальной группе.
Результаты. Изучены и проанализированы актуальные исследования по указанной проблеме, проведенные российскими и зарубежными учеными. Обоснованы преимущества лексического подхода и метода проектов над грамматико-переводным методом в формировании специализированной лексики, что легло в основу сравнительного анализа. Авторы предложили оригинальные предварительный и итоговый тесты, а также учебные проекты в качестве инструментов оценивания эффективности усвоения специализированной лексики. Результаты тестирования и презентация студенческих проектов показали, что в экспериментальной группе наблюдался прирост в знании специализированной лексики, в то время как в контрольной группе динамика была менее значительной. Наблюдение выявило, что студенты экспериментальной группы демонстрировали хорошее владение терминологическими словосочетаниями, применяя их в соответствующем контексте как в письменной, так и в устной речи, показывая беглость речи в спонтанном общении.
Заключение. В заключении сделаны выводы о том, что целесообразно сочетать традиционные методы обучения, направленные на освоение специализированной лексики, в частности терминологических словосочетаний, с интерактивными видами деятельности для повышения эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: 

лексический подход; проектное обучение; студенты неязыковых специальностей; специализированный английский; грамматико-переводной метод; терминологические словосочетания; устная грамотность

Библиографическая ссылка:
Гильманова А. А., Муртазина Э. И. Интеграция лексического подхода и метода проектов для успешного освоения специализированной лексики на английском языке студентами неязыковых специальностей [ In English] // Science for Education Today. – 2025. – № 4. – С. 273–298. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2504.12
Список литературы: 
  1. Dewiyanti S., Yuliyawati S. N., Saudin S., Meilinda L. The mapping of Indonesian collocations: A contrastive analysis with English collocations // Indonesian Journal of Applied Linguistics. – 2024. – Vol. 14 (2) – P. 349–360. DOI: https://doi.org/10.17509/ijal.v14i2.74908
  2. Sadoughvanini S., Ghaemi H. Using Contrastive Analysis to Teach Collocations in Persian to English Translation of Journalistic Texts // East African Scholars Journal of Education, Humanities and Literature. – 2020. – Vol. 2 (7) – P. 349–360. URL: https://www.easpublisher.com/media/features_articles/EASJEHL_37_311-320_c.pdf
  3. Liu D., Tang X. Comparative linguistic analysis with Firthian collocations: Cases of synonym differentiation and proficiency assessment // Lingua. – 2024. – Vol. 306. – P. 103755. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lingua.2024.103755 
  4. Khonamri F., Roostaee S. The impact of task-based extensive reading on lexical collocation knowledge of intermediate EFL learners // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 136. – P. 265–270. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.05.326
  5. Sneida T. I. G., Yahya Y., Husain S. Effects of Working Memory Strategies on Learning Lexical Collocations: The Arab Context // 3L, Language, Linguistics, Literature. – 2024. – Vol. 30 (4) – P. 156–170. DOI: https://doi.org/10.17576/3l-2024-3004-12
  6. Tenieshvili A. Application and Combination of Different Foreign Language Teaching Methods In ESP Classroom // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. – 2023. – Vol. 11 (1). – P. 203–213. DOI: https://doi.org/10.22190/JTESAP221221013T
  7. Schmitt N. Key concepts in ELT // ELT Journal. – 2000. – Vol. 54 (4). – P. 400–401. DOI: https://doi.org/10.1093/elt/54.4.400
  8. Hoey E. M. Self-authorizing action: On let me X in English social interaction //Language in Society. – 2022. – Vol. 51 (1) – P. 95–118. DOI: https://doi.org/10.1017/S0047404520000779
  9. Dellar H., Walkley A. But, Of Course, You Couldn't Do That in Japan! // Humanising Language Teaching. – 2023. – Vol. 25 (6). – P. URL: https://www.hltmag.co.uk/dec23/but-of-course

10. Puimège E. Learning L2 formulaic sequences from meaning-focused activities // ITL-International Journal of Applied Linguistics. – 2024. – Vol. 175 (2). – P. 163–186. DOI: https://doi.org/10.1075/itl.23014.pui

11. Hijuelos-Cruz I., Medina-Carballosa E., Pérez-Almaguer R. English for specific purposes (ESP): a theoretical approach for syllabus design // Luz. – 2020. – Vol. 19 (4). – P. 116–127. URL: https://www.redalyc.org/journal/5891/589169024010/589169024010.pdf

12. González‐Fernández B. How Is Vocabulary Learnt? An Acquisitional Sequence of L2 Word Knowledge // Teaching English to Speakers of Other Languages (TESOL) Quarterly. – 2024. – Vol. 59 (2). – P. 755–784. DOI: https://doi.org/10.1002/tesq.3342

13. Fitria T. N. Teaching English for specific purposes (ESP) to the Students in English language teaching (ELT) // JET (Journal of English Teaching) Adi Buana). – 2020. – Vol. 5 (01). – P. 55–66. DOI: https://doi.org/10.36456/jet.v5.n01.2020.2276

14. Peters P., Fernández T. The lexical needs of ESP students in a professional field // English for Specific Purposes. – 2013. – Vol. 32 (4) – P. 236–247. DOI: https://doi.org/10.1016/j.esp.2013.05.002

15. Mbodj N. B., Cortes V. Using multiword collocations as a tool to address the demands of conventionalized medical discourse for international publication // English for Specific Purposes. – 2024. – Vol. 75. – P. 119–135. DOI: https://doi.org/10.1016/j.esp.2023.12.004

16. Đurović Z., Dlabač T. Lexical profiling and building technical glossaries // Transportation Research Procedia. – 2025. – Vol. 83. – P. 450–456. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2025.03.012

17. Zhang D., Pérez-Paredes P. Chinese EFL learners’ use of mobile dictionaries in reading comprehension tasks // System. – 2024. – Vol. 121. – P. 103221. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2024.103221

18. Otto P. Choosing specialized vocabulary to teach with data-driven learning: An example from civil engineering // English for Specific Purposes. – 2021. – Vol. 61. – P. 32–46. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.esp.2020.08.003

19. Rus D. Creative methodologies in teaching English for engineering students // Procedia Manufacturing. – 2020. – Vol. 46. – P. 337–343. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2020.03.049   

20. Torabian A. H., Maros M., Subakir M. Y. M. Lexical collocational knowledge of Iranian undergraduate learners: implications for receptive & productive performance // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 158. – P. 343–350. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.098

21. Toomer M., Elgort I., Coxhead A. Contextual learning of L2 lexical and grammatical collocations with and without typographic enhancement // System. – 2024. – Vol. 121. – P. 103235.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2024.103235  

22. Fritz E., Dormer R., Sumi S., Kudo T. The acquisition of formulaic sequences in EFL email writing // English for Specific Purposes. – 2022. – Vol. 65. – P. 15–29. URL: https://doi.org/10.1016/j.esp.2021.08.003

23. Hyland K., Jiang F. K. Delivering relevance: The emergence of ESP as a discipline // English for Specific Purposes. – 2021. – Vol. 64. – P. 13–25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.esp.2021.06.002

24. Sattarpour S., Hajizadeh N., Khalili A. A corpus-driven analysis of lexical bundles in medical research articles with a view to evaluating editing effects // English for specific purposes (ESP) Today. – 2024. – Vol. 12 (2) – P. 295–318. DOI: https://doi.org/10.18485/esptoday.2024.12.2.5

25. Miller E. C., Severance S., Krajcik J. Motivating teaching, sustaining change in practice: Design principles for teacher learning in project-based learning contexts // Journal of Science Teacher Education. – 2021. – Vol. 32 (7). – P. 757–779. DOI: https://doi.org/10.1080/1046560X.2020.1864099

26. Martinez C. Developing 21st century teaching skills: A case study of teaching and learning through project-based curriculum // Cogent Education. – 2022. – Vol. 9 (1). – P. 2024936. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2021.2024936

27. Zhang A., Gao L. The refined application and evolution of nanotechnology in enhancing radiosensitivity during radiotherapy: transitioning from gold nanoparticles to multifunctional nanomaterials // International Journal of Nanomedicine. – 2023. – Vol. 18. – P. 6233–6256. DOI: https://doi.org/10.2147/IJN.S436268

28. Orang M., Al-Shaibani S., Kamel G., Voon Foo Chow T., Ong E. T. The Effects of Instruction of Formulaic Sequences and Working Memory on Malaysian ESL Learners' Oral Fluency // GEMA Online Journal of Language Studies. – 2024. – Vol. 24 (4). – P. 192–213. DOI: http://dx.doi.org/10.17576/gema-2024-2404-11

Дата публикации 31.08.2025