Влияние последствий раннего артериального ишемического инсульта на особенности обучения младших школьников
2 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Проблема и цель. Данная работа посвящена проблеме влияния последствий артериального ишемического инсульта, случившегося в раннем возрасте, на развитие интеллекта и академическую успеваемость детей. Цель исследования – выявление особенностей интеллекта младших школьников, перенесших ишемический инсульт в возрасте до двух лет.
Методология. Методологической основой послужила факторная иерархическая модель структуры интеллекта Д. Векслера, в рамках которой рассматривались вербальный и невербальный интеллект как подструктуры общего интеллекта. Применялись следующие методы: теоретический анализ научных источников, сбор эмпирического материала (психологические методики для оценки уровня интеллекта, опросник для родителей), качественная обработка данных компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии, методы математической статистики.
Результаты. Было выявлено, что на показатели вербального интеллекта могут значительно повлиять тип инсульта (корковый, подкорковый), левополушарная и правополушарная латерализация поражения. Уровень невербального интеллекта чувствителен к любому возрасту дебюта инсульта, к комбинированному типу инсульта, правополушарной и билатеральной локализации.
Заключение. Результаты исследования позволили сделать выводы о том, что в работе с младшими школьниками, перенесшими ранний ишемический инсульт, необходимо учитывать качественные характеристики инсульта (тип, латерализация, возраст дебюта). Учет таких особенностей, влияющих на уровень вербального и невербального интеллекта, позволит педагогам разработать более гибкие и индивидуальные стратегии, направленные на лучшее усвоение школьных общеобразовательных программ.
ранний возраст; младший школьный возраст; когнитивное развитие; вербальный интеллект; невербальный интеллект; перинатальный ишемический инсульт; педиатрический ишемический инсульт
- Baldovsky M. D., Okada P. J. Pediatric stroke in the emergency department // Journal of the American College of Emergency Physicians Open. – 2020. – Vol. 1 (6). – P. 1578–1586. DOI: https://doi.org/10.1002/emp2.12275
- Du M., Mi D., Liu M., Liu J. Global trends and regional differences in disease burden of stroke among children: a trend analysis based on the global burden of disease study 2019 // BMC Public Health. – 2023. – Vol. 23 (1). – P. 2120. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-023-17046-z
- Craig B. T., Hilderley A., Kirton A., Carlson H. L. Imaging Developmental and Interventional Plasticity Following Perinatal Stroke // Canadian Journal of Neurological Sciences. – 2021. – Vol. 48 (2). – P. 157–171. DOI: https://doi.org/10.1017/cjn.2020.166
- Srivastava R., Mailo J., Dunbar M. Perinatal Stroke in Fetuses, Preterm and Term Infants: Pediatric Stroke 2022: Current Management - Part 1 // Seminars in Pediatric Neurology. – 2022. – Vol. 43. – P. 100988. DOI: https://doi.org/10.1016/j.spen.2022.100988
- Pabst L., Hoyt C. R., Felling R. J., Smith A. E., Harpster K., Pardo A. C., Bridge J. A., Jiang B., Gehred A., Lo W. Neuroimaging and Neurological Outcomes in Perinatal Arterial Ischemic Stroke: A Systematic Review and Meta-Analysis // Pediatric Neurology. – 2024. – Vol. 157. – P. 19–28. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pediatrneurol.2024.04.029
- Wessel N., Sprincean M., Sidorenko L., Revenco N., Hadjiu S. Pediatric Ischemic Stroke: Clinical and Paraclinical Manifestations—Algorithms for Diagnosis and Treatment // Algorithms. – 2024. – Vol. 17 (4). – P. 171. DOI: https://doi.org/10.3390/a17040171
- Malone L. A., Levy T. J., Peterson R. K., Felling R. J., Beslow L. A. Neurological and Functional Outcomes after Pediatric Stroke: Pediatric Stroke 2022:Current Management - Part 2 // Seminars in Pediatric Neurology. – 2022. – Vol. 44. – P. 100991. DOI: https://doi.org/10.1016/j.spen.2022.100991
- Hollist M., Au K., Morgan L., Shetty P. A., Rane R., Hollist A., Amaniampong A., Kirmani B. F. Pediatric Stroke: Overview and Recent Updates // Aging and Disease. – 2021. – Vol. 12 (4). – P. 1043–1055. DOI: https://doi.org/10.14336/AD.2021.0219
- Fatema K., Rahman M. M. Risk Factors, Clinical Characteristics, and Outcomes of Recurrent Pediatric Stroke: A Study from Bangladesh // Journal of Pediatric Neurosciences. – 2022. – Vol. 17 (1). – P. 46. DOI: https://doi.org/10.4103/jpn.JPN_193_20
10. Blackburn E., D’arco F., Devito A., Ioppolo R., Lorio S., Quirk B., Ganesan V. Predictors of motor outcome after childhood arterial ischemic stroke // Developmental Medicine & Child Neurology. – 2021. – Vol. 63 (10). – P. 1171–1179. DOI: https://doi.org/10.1111/dmcn.14914
11. Čoh M. Motor and intellectual development in children: a review // Facta Universitatis, Series: Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. – P. 515. DOI: https://doi.org/10.22190/FUPES200918049C
12. Lozano-Blasco R., Quílez-Robres A., Usán P., Salavera C., Casanovas-López R. Types of Intelligence and Academic Performance: A Systematic Review and Meta-Analysis // Journal of Intelligence. – 2022. – Vol. 10 (4). – P. 123. DOI: https://doi.org/10.3390/jintelligence10040123
13. Westmacott R., Askalan R., MacGregor D., Anderson P., Deveber G. Cognitive outcome following unilateral arterial ischaemic stroke in childhood: effects of age at stroke and lesion location // Developmental Medicine and Child Neurology. – 2010. – Vol. 52 (4). – P. 386–393. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2009.03403.x
14. Studer M., Boltshauser E., Capone Mori A., Datta A., Fluss J., Mercati D., Hackenberg A., Keller E., Maier O., Marcoz J.-P., Ramelli G.-P., Poloni C., Schmid R., Schmitt-Mechelke T., Wehrli E., Heinks T., Steinlin M. Factors affecting cognitive outcome in early pediatric stroke // Neurology. – 2014. – Vol. 82 (9). – P. 784–792. DOI: https://doi.org/10.1212/WNL.0000000000000162
15. O’Keeffe F., Ganesan V., King J., Murphy T. Quality-of-life and psychosocial outcome following childhood arterial ischaemic stroke // Brain Injury. – 2012. – Vol. 26 (9). – P. 1072–1083. DOI: https://doi.org/10.3109/02699052.2012.661117
16. Hajek C. A., Yeates K. O., Anderson V., Mackay M., Greenham M., Gomes A., Lo W. Cognitive outcomes following arterial ischemic stroke in infants and children // Journal of child neurology. – 2014. – Vol. 29 (7). – P. 887–894. DOI: https://doi.org/10.1177/0883073813491828
17. Becker A., Maurer J., Daseking M. The Relationship Between Language Development and Behavioral Problems in Preschool Children Who Experienced a Stroke: Der Zusammenhang zwischen Sprachentwicklung und Verhaltensproblemen bei Vorschulkindern, die einen Schlaganfall erlitten haben // Zeitschrift Für Neuropsychologie. – 2025. – Vol. 36 (1). – P. 15–27. DOI: https://doi.org/10.1024/1016-264X/a000407
18. Sullivan A. W., Johnson M. K., Boes A. D., Tranel D. Implications of Age at Lesion Onset for Neuropsychological Outcomes: A Systematic Review Focusing on Focal Brain Lesions // Cortex. – 2023. – Vol. 163. – C. 92–122. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2023.03.002
19. Murias K., Brooks B., Kirton A., Iaria G. A Review of Cognitive Outcomes in Children Following Perinatal Stroke // Developmental Neuropsychology. – 2014. – Vol. 39 (2). – P. 131–157. DOI: https://doi.org/10.1080/87565641.2013.870178
20. Singh J., Slim M., Moharir M., Westmacott R., Krishnan P., MacGregor D., Dlamini N., Parthasarathy S., Musaphir S., Domi T., deVeber G. Long-Term Neurologic Outcomes in Pediatric Arterial Ischemic Stroke: The Impact of Age and Lesion Location // Stroke. – 2024. – Vol. 55 (11). – P. 2622–2631. DOI: https://doi.org/10.1161/STROKEAHA.124.046518
21. Anderson V., Darling S., Mackay M., Monagle P., Greenham M., Cooper A., Hunt R. W., Hearps S., Gordon A. L. Cognitive resilience following paediatric stroke: Biological and environmental predictors // European journal of paediatric neurology: EJPN: official journal of the European Paediatric Neurology Society. – 2020. – Vol. 25. – P. 52–58. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejpn.2019.11.011
22. Jiang B., Hills N. K., Forsyth R., Jordan L. C., Slim M., Pavlakis S. G., Freidman N., Dlamini N., Farooq O., Li Y., Zhu G., Fullerton H., Wintermark M., Lo W. D., Dowling M. M., Benedict S. L., Bernard T. J., Fox C. K., deVeber G., Friedman N. R., Lo W., Ichord R. N., Tan M., Mackay M., Kirton A., Hernandez Chavez M. I., Humphreys P., Sultan S., Rivkin M. J., Yeh A., Rafay M. F., Titomanlio L., Kovacevic G. S., Yager J. Y., Amlie-Lefond C., Condie J., Kneen R., Bjornson B., Pergami P., Zou L. P., Elbers J., Abdalla A., Chan A. K., Carpenter J. L., Wong V. C., Kirkham F. Imaging Predictors of Neurologic Outcome After Pediatric Arterial Ischemic Stroke // Stroke. – 2021. – Vol. 52 (1). – P. 152–161. DOI: https://doi.org/10.1161/STROKEAHA.120.030965
23. Волкова Е. В. Специфика поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта // АПК: инновационные технологии. – 2024. – № 2. – С. 98–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67911182 DOI: https://doi.org/10.35524/2687-0436_2024_02_98
24. Rodrigues S. D., Ciasca S. M., Guimarães I. E., da Freiria Elias K. M., Oliveira C. C., de Moura-Ribeiro M. V. Does stroke impair learning in children? // Stroke research and treatment. – 2011. – Vol. 8. – P. 369836. DOI: https://doi.org/10.4061/2011/369836
25. Deotto A., Westmacott R., Fuentes A., deVeber G., Desrocher M. Does stroke impair academic achievement in children? The role of metacognition in math and spelling outcomes following pediatric stroke // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. – 2018. – Vol. 41 (3). – P. 257–269. DOI: https://doi.org/10.1080/13803395.2018.1533528
26. Champigny C. M., Deotto A., Westmacott R., Dlamini N., Desrocher M. Academic outcome in pediatric ischemic stroke // Child Neuropsychology. – 2020. – Vol. 26 (6). – P. 817–833. DOI: https://doi.org/10.1080/09297049.2020.1712346