Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 2, С. 7–24
УДК: 
378.1+37.015.31+316.752

Исследование уровня профессионального интереса студентов к педагогической деятельности

Чугунова Т. Б. 1 (Великий Новгород, Россия), Александрова М. В. 1 (Великий Новгород, Россия), Шерайзина Р. М. 1 (Великий Новгород, Россия)
1 Новгородский государственный университет имени Ярослава Муд-рого
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена выявлению актуального знания об уровне профессионального интереса студентов – будущих педагогов на этапе их обучения в вузе.
Целью исследования является определение уровня профессионального интереса студентов к педагогической деятельности.
Методология. Методологическую основу исследования составляет личностно-деятельностный подход, который позволяет рассматривать проблему профессионального интереса к педагогической деятельности с позиции личной мотивации обучающегося, профессионально-исследовательской направленности его деятельности в вузе. Исследование проводится с использованием следующих методов: теоретический анализ научных источников, отражающих проблему исследования, метод анкетирования, метод статистической обработки (критерий хи-квадрат Пирсона).
Результаты. Авторами статьи были получены следующие результаты:
– проанализированы и обобщены исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам профессионального интереса к педагогической деятельности, его компонентам;
– профессиональный интерес к педагогической деятельности определен как эмоционально окрашенное, ценностное отношение обучающегося к профессии педагога, основанное на заинтересованности в развитии и становлении компетентным специалистом в выбранной области, которое имеет свою структуру, состоящую из эмоционально-мотивационного, познавательного и рефлексивно-деятельностного компонентов;
– представлены и обоснованы эмпирические результаты исследования, которые отражают уровни сформированности профессионального интереса студентов к педагогической деятельности в соответствии с показателями (эмоционально-мотивационный, познавательный, рефлексивно-деятельностный).
Заключение. Авторы приходят к выводу о преобладании среднего и низкого уровней профессионального интереса студентов к педагогической деятельности, что свидетельствует о необходимости организации целенаправленной работы по развитию профессионального интереса к педагогической деятельности.

Ключевые слова: 

профессиональный интерес; педагогическая деятельность; будущий педагог; компетентный специалист

Библиографическая ссылка:
Чугунова Т. Б., Александрова М. В., Шерайзина Р. М. Исследование уровня профессионального интереса студентов к педагогической деятельности // Science for Education Today. – 2025. – № 2. – С. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2502.01
Список литературы: 
  1. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Ильина Н. Ф., Бидус И. А. Готовность будущих учителей к работе в школе: обзор теоретических и эмпирических исследований // Образование и наука. – 2024. – № 2. – C. 60–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60047262 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-60-96 
  2. Снегова Е. С., Ефимова С. В., Багина В. А., Богданова С. В., Львова Ю. М. Изучение интереса к педагогической деятельности как фактора, побуждающего выбор профессии педагога // Наука и школа. – 2021. – № 6. – С. 138–145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47491829 DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-6-138-145   
  3. Gorard S., See B. H., Morris R. How to Get More People into Teaching? Comparing Undergraduates’ and Teacher Trainees’ Motivation and Perceptions of a Teaching Career // Education Sciences. – 2022. – Vol. 12 (11). – P. 767. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci12110767   
  4. Gorard S., Ventista O., Morris R., See B. Who wants to be a teacher? Findings from a survey of undergraduates in England // Educational Studies – 2021. – Vol. 49 (6). – P. 914–936. DOI: https://doi.org/10.1080/03055698.2021.1915751   
  5. Ikiyei P. K., Enekeme A. B. Student-Teachers’ Interest in the Teaching Profession and the Future of Teaching as a Profession in Nigeria. A Study of Faculty of Education Students, Niger Delta Unversity, Bayelsa State, Nigeria // British Journal of Education, Learning and Development Psychology. – 2023. – Vol. 6 (1). – P. 12–26. DOI: https://doi.org/10.52589/BJELDP-LYT854PI  
  6. Høgheim S., Federici R. A. Interest in teacher education: exploring the relation between student teacher interest and ambitions in teacher education // European Journal of Teacher Education. – 2022. – Vol. 45 (5). – P. 581–599. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1860006 
  7. Akcaoglu M., Ozcan M. S., Dogan S. What Keeps Teachers Engaged during Professional Development? The Role of Interest Development // Education Sciences. – 2023. – Vol. 13 (2). – P. 188. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci13020188 
  8. Вершинина Т. С., Кочева О. Л., Шкурин Д. В., Мальцев А. В. Удовлетворенность профессией как условие психологического благополучия учителя: эмпирическое исследование // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 27–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69169456 DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.2404.02 
  9. Latifah U. The Effect of Student Perceptions of the Teaching Profession on Interest in Become a Teacher (Study on Teaching Campus Teaching Students at Padang State University) // IJE (International Journal of Education). – 2024. – Vol. 2 (2). – P. 67–75. DOI:  http://dx.doi.org/10.24036/ije.2.2.67-75 
  10. Rouze R. Talking about Young Teachers Being as Class Teachers and Cultivating Students’ Professional Interest // Contemporary Education and Teaching Research. – 2022. – Vol. 3 (3). – P. 116–118. DOI:  https://doi.org/10.47852/bonviewcetr2022030311
  11. Хазанов И. Я. Формирование смысла педагогической деятельности у будущих учителей // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 478. – С. 182–193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49610858 DOI: http://dx.doi.org/10.17223/15617793/478/22      
  12. Moeriyati F. D., Wulandari S. S. The Effect of Introduction School Fields and Interest on Students’ Readiness to Become Teachers // Economic Education Analysis Journal. – 2023. – Vol. 12 (2). – P. 27–41. DOI: https://doi.org/10.15294/eeaj.v12i2.68729  
  13. Yerkebulan D., Botagul T., Nurgul N., Aisulu S., Aigul S. Formation of University students’ interest in the teaching profession // Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2022. – Vol. 17 (8). – P.  2927–2937. DOI: https://doi.org/10.18844/cjes.v17i8.7906 
  14. Петраш Е. А., Сидорова Т. В. Личностно-профессиональная позиция студентов направления подготовки «Педагогическое образование» // Вестник Томского государственного университета. – 2024. – № 498. – С. 160–169. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67349261 DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/498/18 
  15. Renninger K. A., Hidi S. E. Interest development, self-related information processing, and practice // Theory into Practice. – 2021. – Vol. 61 (1). – P. 23–34. DOI: https://doi.org/10.1080/00405841.2021.1932159 
Дата публикации 30.04.2025