Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 2, С. 162–183
УДК: 
316.752+159.91+37.03

Оценка степени сформированности ценностей студенческой молодежи на основе показателей глазодвигательной активности

Нестеренко В. В. 1 (Томск, Россия), Зырянов М. С. 1 (Томск, Россия), Гарина А. В. 1 (Томск, Россия), Толстова М. А. 1 (Томск, Россия)
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Основная научная проблема статьи заключается в необходимости разработки и совершенствования методов оценки степени сформированности ценностей студенческой молодежи с использованием показателей глазодвигательной активности. Это позволит повысить точность диагностики ценностных ориентаций и их влияния на профессиональное развитие в условиях современных образовательных требований.
Цель исследования – определить возможности применения метода окулографии (айтрекинга) для оценки степени сформированности ценностей у студенческой молодежи на основе анализа показателей глазодвигательной активности.
Методология. Методология исследования основана на комплексном подходе к изучению ценностных ориентиров студенческой молодежи и включает два основных метода: лингвистическое анкетирование и метод окулографии.
Результаты. Используя данные лингвистической анкеты, авторы выявили две группы респондентов – с сформированными и несформированными ценностями. Участники с разной степенью сформированности ценностей продемонстрировали различные стратегии решения дилемм. Посредством применения метода окулографии авторы идентифицировали особенности глазодвигательных паттернов в зависимости от степени сформированности ценностей. Выявлены статистически значимые различия в восприятии ценностей для трех дилемм (Родительство/Гражданство, Работа/Отдых, Физическое благополучие / Спорт): респонденты с несформированными ценностями тратили больше времени на чтение текста дилеммы.
Тем не менее отсутствие значимых различий в целом, а также разнообразие поведенческих моделей у лиц с несформированными ценностями в условиях сложных моральных выборов свидетельствуют о том, что перспективы применения технологии айтрекинга в подобных исследованиях требуют дальнейшего обсуждения.
Заключение. В ходе исследования в целом не было подтверждено наличие значимых различий в параметрах визуального восприятия между испытуемыми со сформированными и несформированными ценностями, однако обнаружены статистически значимые различия по отдельным признакам, например, количеству и продолжительности фиксаций при принятии решений. Применение метода окулографии для оценки степени сформированности ценностей требует комплексного подхода, включающего качественный анализ лингвистической анкеты или интервью.

Ключевые слова: 

студенческая молодежь; ценностные ориентиры; окулография; лингвистическое анкетирование; визуальное восприятие; сформированность ценностей; когнитивная обработка.

Библиографическая ссылка:
Нестеренко В. В., Зырянов М. С., Гарина А. В., Толстова М. А. Оценка степени сформированности ценностей студенческой молодежи на основе показателей глазодвигательной активности // Science for Education Today. – 2025. – № 2. – С. 162–183. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2502.08
Список литературы: 
  1. Vitelar A. Like me: generation Z and the use of social media for personal branding // Management Dynamics in the Knowledge Economy. – 2019. – Vol. 7 (2). – P. 257–268. DOI: https://doi.org/10.25019/MDKE/7.2.07
  2. Tarka P., Harnish R. J., Babaev J. From materialism to hedonistic shopping values and compulsive buying: A mediation model examining gender differences // Journal of Consumer Behaviour. – 2022. – Vol. 21 (4). – P. 786–805. DOI: https://doi.org/10.1002/cb.2037 
  3. Metin-Orta I., Demirutku K. Cyberloafing behaviors among university students and its relation to Hedonistic-Stimulation value orientation, cyberloafing attitudes, and time spent on the Internet // Current Psychology. – 2020. – Vol. 41 (7). – P. 271–282. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-020-00932-9 
  4. Хрипунова О. Г., Поляруш А. А., Селиванова Е. В., Лунева Е. В. Ценностные ориентации студентов бакалавриата: гендерные особенности // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 24–36. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.02  
  5. Ashilova M. S., Begalinov A. S., Pushkarev Y. V., Begalinova K. K., Pushkareva E. A. Values in foundation of modern globalizing society: Change study // Science for Education Today. – 2023. – Vol. 13 (2). – P. 99–121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53699841  DOI: http://doi.org/10.15293/2658-6762.2302.05
  6. Liventsova E. Yu., Gorchakova O. Yu., Tolstova M. A. The role of generation Z media literacy in confronting the destructive value messages of digital media // Perspectives of Science and Education. – 2024. – № 2. – С. 24–40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67207833 DOI: http://doi.org/10.32744/pse.2024.2.2
  7. Doring A. K., Schwartz S. H., Cieciuch J., Groenen P. J. F., Glatzel V., Harasimczuk J., Janowicz N., Nyagolova M., Scheefer E. R., Allritz M., Milfont T. L., Bilsky W. Cross-cultural evidence of value structures and priorities in childhood // British Journal of Psychology. – 2015. – Vol. 106 (4). – P. 675–699. DOI: http://doi.org/10.1111/bjop.12116  
  8. Doring A. K. Measuring children’s values from around the world: Cross-cultural adaptations of the Picture-Based Value Survey for Children (PBVS-C) // Studia Psychologica: Theoria et Praxis. – 2018. – Vol. 18 (1). – P. 49–59. DOI: http://doi.org/10.21697/sp.2018.18.1.03
  9. Han S., Northoff G., Culture-sensitive neural substrates of human cognition: A transcultural neuroimaging approach // Nature Reviews Neuroscience. – 2008. – Vol. 9 (8). – P. 646–654. DOI: http://doi.org/10.1038/nrn2456
  10. Ames D. L., Fiske S. T. Cultural neuroscience // Asian Journal of Social Psychology. – 2010. – Vol. 13 (2). – P. 72–82. DOI: http://doi.org/10.1111/j.1467-839X.2010.01301.x
  11. Chiao J. Y., Cheon B. K., Pornpattananangkul N., Mrazek A. J., Blizinsky K. D. Cultural Neuroscience: Progress and Promise, Psychological Inquiry // An International Journal for the Advancement of Psychological Theory. – 2010. – Vol. 24 (1). – P. 1–19. DOI: http://doi.org/10.1080/1047840X.2013.752715
  12. Рындина А. С. Крупномасштабные исследования ценностей: возможности и ограничения // Теория и практика общественного развития. – 2021. – № 6. – С. 63–69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46245149
  13. Кисельникова Н. В. Методологические проблемы измерения ценностей и ценностно-ориентированного поведения человека // Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12, № 4. – C. 20–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47466632 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2021120402
  14. Kucyi A., Kam J. W. Y., Andrews-Hanna J. R., Christoff K., Whitfield-Gabrieli S. Recent advances in the neuroscience of spontaneous and off-task thought: implications for mental health // Nature Mental Health. – 2023. – Vol. 1 (11). – P. 827–840. DOI: https://doi.org/10.1038/s44220-023-00133-w
  15. Kelley W. M., Macrae C. N., Wyland C. L., Caglar S., Inati S., Heatherton T. F. Finding the self? An event-related fMRI study // Journal of Cognitive Neuroscience. – 2002. – Vol. 14 (5). – P. 785–794. DOI: https://doi.org/10.1162/08989290260138672
  16. Ng S. H., Han S., Mao L., Lai J. C. L. Dynamic bicultural brains: fMRI study of the irflexible neural representation of self and significant others in response to culture primes // Asian Journal of Social Psychology – 2010. – Vol. 13 (2). – P. 83–91. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-839X.2010.01303.x
  17. Chiao J. Y., Cheon B. K., Pornpattananangkul N., Mrazek A. J., Blizinsky K. D.  Cultural Neuroscience: Progress and Promise // Psychological Inquiry. – 2013. – Vol. 24 (1). – P. 1–19. DOI: http://doi.org/10.1080/1047840X.2013.752715
  18. Sasaki J. Y., Kim H. S. Nature, Nurture, and Their Interplay: A Review of Cultural Neuroscience // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2017. – Vol. 48 (1). – P. 4–22. DOI: http://doi.org/10.1177/0022022116680481
  19. Kitayama Sh., Jiyoung P. Cultural neuroscience of the self: Understanding the social grounding of the brain // Social Cognitive and Affective Neuroscience. – 2010. – Vol. 5. – P. 111–129. DOI: http://doi.org/10.1093/scan/nsq052
  20. Rule N. O., Krendl A. C., Ivcevic Z., Ambady N. Accuracy and consensus in judgments of trustworthiness from faces: behavioral and neural correlates // Journal of Personality and Social Psychology. – 2013. – Vol. 104 (3). – P. 409–426. DOI: https://doi.org/10.1037/a0031050
  21. Schwartz S. H. Individualism-collectivism: Critique and proposed refinements // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 1990. – Vol. 21 (2). – P. 139–157. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022190212001
  22. Giacobbe-Miller J. K., Miller D. J., Zhang W., Victorov V. I. Country and Organizational-Level Adaptation to Foreign Workplace Ideologies: A Comparative Study of Distributive Justice Values in China, Russia and the United States // Journal of International Business Studies. – 2003. – Vol. 34 (4). – P. 389–406. DOI: https://doi.org/10.1057/palgrave.jibs.8400040
  23. Naumov A. I., Puffer S. M. Measuring Russian culture using Hofstede's dimensions // Applied Psychology: An International Review. – 2000. – Vol. 49 (4). – P. 709–718. DOI: https://doi.org/10.1111/1464-0597.00041
  24. Knyazev G. G., Savostyanov A. N., Bocharov A. V., Merkulova E. A. Resting state connectivity mediates the relationship between collectivism and social cognition // International Journal of Psychophysiology. – 2018. – Vol. 123. – P. 17–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35501086 DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2017.12.002  
  25. Chuang Y. S., Su Y. S., Goh J. O. S. Neural responses reveal associations between personal values and value-based decisions // Social Cognitive and Affective Neuroscience. – 2020. – Vol. 15 (11). – P. 1217–1227. DOI: https://doi.org/10.1093/scan/nsaa150
Дата публикации 30.04.2025