Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 4, С. 62–87
© Пермяков А. В., Кукушкина А. Г., Чугунова Т. Б., Певзнер М. Н., 2025
Интеграционные процессы в педагогическом образовании: отношение преподавателей и студентов университета
1 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Аннотация:
Проблема и цель. В статье исследуется проблема усиления личностных аспектов интеграционных процессов в вузе и преодоления их формального характера.
Цель исследования – выявить отношение преподавателей и студентов – будущих педагогов к интеграционным процессам в университете.
Методология. Методологическую основу исследования составляют интегративный подход, который обосновывает необходимость формирования единой образовательной среды, обеспечивающей объединение в единое целое разрозненных элементов системы педагогического образования, а также основные положения концепций бесшовного, сетевого и профессионально-интегрированного обучения. Для достижения поставленной цели авторы использовали теоретические (анализ, сравнение, сопоставление и синтез) и эмпирические (анкетирование) методы.
Результаты. Авторы выявили в целом позитивное отношение преподавателей и студентов к интеграционным процессам в вузе и положительную самоидентификацию большинства респондентов в профессиональном сообществе педагогов. Установлено, что интеграция позволяет обеспечить единый подход к методической и психолого-педагогической подготовке будущих учителей, усилить практико-ориентированность образовательного процесса, а также обеспечить участие студентов разных уровней подготовки в различных форматах совместной социально значимой, творческой, научно-исследовательской и культурно-досуговой деятельности.
Условиями успешной интеграции является учет профессионально-личностных интересов, временных ресурсов и предпочтений субъектов данного процесса, а также возможность свободного выбора ими различных видов совместной деятельности.
Заключение. Сделан обобщающий вывод о том, что позитивное отношение преподавателей и студентов к внутривузовской интеграции свидетельствует о преодолении формального характера интеграционных процессов в университете и усилении их личностных аспектов, что позволяет обеспечить преемственность различных уровней подготовки современных педагогов.
Ключевые слова:
педагогическое образование; профессиональное обучающееся сообщество; интегративный подход; интеграционные процессы; личностные аспекты интеграции; педагогический кластер; внутривузовская интеграция.
Библиографическая ссылка:
Пермяков А. В., Кукушкина А. Г., Чугунова Т. Б., Певзнер М. Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании: отношение преподавателей и студентов университета // Science for Education Today. – 2025. – № 4. – С. 62–87. DOI:
http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2504.03
Список литературы:
4. Brennan B. Continuing professional education: a lack of integration in policy and provision // Studies in Continuing Education. – 1996. – Vol. 18 (1). – C. 73–89. DOI: https://doi.org/10.1080/0158037960180105
9. Bondurant L. Incremental Growth through Professional Learning Communities of Math Teachers Engaged in Action Research Projects // Education Sciences. – 2024. – Vol. 14 (10). – P. 1104. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci14101104
10. Johannesson P. Development of professional learning communities through action research: understanding professional learning in practice // Educational Action Research. – 2022. – Vol. 30 (3). – P. 411–426. DOI: https://doi.org/10.1080/09650792.2020.1854100
11. Арнцт Е. В., Цаплина О. В. Удовлетворение базовых психологических потребностей как условие психологического благополучия педагогов в профессиональном обучающемся сообществе // Hominum. – 2025. – № 1. – С. 1–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80457244
12. Wang N., An B. G. Improving teachers’ professional development through professional learning community: Voices from secondary school teachers at Malaysian Chinese independent schools // Heliyon. – 2023. – Vol. 9 (6). – P. e17515. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e17515
13. Men Z. The Role of Professional Learning Communities for Teacher Innovation: A Comparative Study in Beijing and Hong Kong // Proceedings of the International Conference on Future of Teaching and Education. – 2023. – Vol. 2 (1). – P. 33–41. DOI: https://doi.org/10.33422/icfte.v2i1.53
14. Mosakul C., Ariratana W., Wachrakul C. Innovative Competency Development of Vocational Teachers through Professional Learning Community: A Participatory Action Research // Journal of Ecohumanism. – 2025. – Vol. 4 (1). – P. 1839. DOI: https://doi.org/10.62754/joe.v4i1.5999
15. Zorde O., Lapidot-Lefler N. Sustainable Educational Infrastructure: Professional Learning Communities as Catalysts for Lasting Inclusive Practices and Human Well-Being // Sustainability. – 2025. – Vol. 17 (7). – P. 3106. DOI: https://doi.org/10.3390/su17073106
16. Bergmark U. Teachers’ professional learning when building a research-based education: context-specific, collaborative and teacher-driven professional development // Professional Development in Education. – 2023. – Vol. 49 (2). – P. 210–224. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2020.1827011
17. Jenssen M. M. F., Nordahl T. Professional learning communities and teachers’ teaching practices // Acta Didactica Norden. – 2022. – Vol. 16 (1). – P. 8144. DOI: https://doi.org/10.5617/adno.8144
18. Anderson S. G., Olivier D. F. A Quantitative Study of Schools as Learning Organizations: An Examination of Professional Learning Communities, Teacher Self-Efficacy, and Collective Efficacy // Research Issues in Contemporary Education. – 2022. – Vol. 7 (1). – P. 26–51. URL: https://www.leraweb.net/ojs/index.php/RICE/article/view/91
19. Chen L. Facilitating teacher learning in professional learning communities through action research: A qualitative case study in China // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 119. – P. 103875. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103875
20. Merzel A., Bismuth S., Arica Z. The Parts and Parcel: A Collegiality Model for Teacher Disciplinary Professional Learning Communities // Education Sciences. – 2025. – Vol. 15 (4). – P. 397. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci15040397
23. Рублева Е. В. Инновационные подходы к образовательному процессу на современном этапе обучения // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – 2014. – № 4. – С. 61–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23568240
25. Plank K., Sanzo K. L, Scribner J. P. Differences in leading and learning professional learning communities // Journal of Workplace Learning. – 2024. – Vol. 36 (5). – P. 335–347. DOI: https://doi.org/10.1108/JWL-02-2024-0022
26. To K. H., Yin H., Tam W. W. Y., Keung C. P. C. Principal leadership practices, professional learning communities, and teacher commitment in Hong Kong kindergartens: A multilevel SEM analysis // Educational Management Administration and Leadership. – 2023. – Vol. 51 (4). – P. 889–911. DOI: https://doi.org/10.1177/17411432211015227
Дата публикации 31.08.2025