Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 4, С. 62–87
УДК: 
37.01+101+316.77

Интеграционные процессы в педагогическом образовании: отношение преподавателей и студентов университета

Пермяков А. В. 1 (Великий Новгород, Россия), Кукушкина А. Г. 1 (Великий Новгород, Россия), Чугунова Т. Б. 1 (Великий Новгород, Россия), Певзнер М. Н. 1 (Великий Новгород, Россия)
1 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема усиления личностных аспектов интеграционных процессов в вузе и преодоления их формального характера.
Цель исследования – выявить отношение преподавателей и студентов – будущих педагогов к интеграционным процессам в университете.
Методология. Методологическую основу исследования составляют интегративный подход, который обосновывает необходимость формирования единой образовательной среды, обеспечивающей объединение в единое целое разрозненных элементов системы педагогического образования, а также основные положения концепций бесшовного, сетевого и профессионально-интегрированного обучения. Для достижения поставленной цели авторы использовали теоретические (анализ, сравнение, сопоставление и синтез) и эмпирические (анкетирование) методы.
Результаты. Авторы выявили в целом позитивное отношение преподавателей и студентов к интеграционным процессам в вузе и положительную самоидентификацию большинства респондентов в профессиональном сообществе педагогов. Установлено, что интеграция позволяет обеспечить единый подход к методической и психолого-педагогической подготовке будущих учителей, усилить практико-ориентированность образовательного процесса, а также обеспечить участие студентов разных уровней подготовки в различных форматах совместной социально значимой, творческой, научно-исследовательской и культурно-досуговой деятельности.
Условиями успешной интеграции является учет профессионально-личностных интересов, временных ресурсов и предпочтений субъектов данного процесса, а также возможность свободного выбора ими различных видов совместной деятельности.
Заключение. Сделан обобщающий вывод о том, что позитивное отношение преподавателей и студентов к внутривузовской интеграции свидетельствует о преодолении формального характера интеграционных процессов в университете и усилении их личностных аспектов, что позволяет обеспечить преемственность различных уровней подготовки современных педагогов.

Ключевые слова: 

педагогическое образование; профессиональное обучающееся сообщество; интегративный подход; интеграционные процессы; личностные аспекты интеграции; педагогический кластер; внутривузовская интеграция.

Библиографическая ссылка:
Пермяков А. В., Кукушкина А. Г., Чугунова Т. Б., Певзнер М. Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании: отношение преподавателей и студентов университета // Science for Education Today. – 2025. – № 4. – С. 62–87. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2504.03
Список литературы: 
1. Котлярова И. О. Феномен интеграции в теории и практике образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2023. – Т. 15, № 3. – С. 5–17. URLhttps://elibrary.ru/item.asp?id=54349134DOI: http://dx.doi.org/10.14529/ped230301
2. Пустынникова Е. В. Современные тенденции интеграционных процессов в системе высшего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2017. – Т. 11, № 3. – С. 116–125. URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=30008992 DOIhttp://dx.doi.org/10.14529/em170316
3. Astaduryan A. P., Danelova G. P. Integration processes in education and their impact on learning situations // SHS Web of Conferences. – 2023. – Vol. 164. – P. 00076. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202316400076
4. Brennan B. Continuing professional education: a lack of integration in policy and provision // Studies in Continuing Education. – 1996. – Vol. 18 (1). – C. 73–89. DOI: https://doi.org/10.1080/0158037960180105
5. Shaidullina A. R., Pavlova N. A., Minsabirova V. N., Burdukovskaya E. A., Yunusova A. B., Letyaev V. A., Afanasev A. S. Integration Processes in Education: Classification of Integration Types // Review of European Studies. – 2015. – Vol. 7 (4). – P. 27–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23017304 DOI: http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n4p27
6. Галковская И. В. Интеграционные процессы в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 1. – С. 50–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21279083 DOI: https://doi.org/10.15393/j5.art.2013.1945
7. Проценко Е. Г. Концептуальные основы интеграционных процессов в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2024. – Т. 30, № 1. – С. 71–76. URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=65619454 DOIhttp://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-1-71-76
8. Скворцова Н. А. Профессиональное обучающееся сообщество как ресурс педагогического роста // Образовательная панорама. – 2022. – № 1. – С. 6366. URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=49395926
9. Bondurant L. Incremental Growth through Professional Learning Communities of Math Teachers Engaged in Action Research Projects // Education Sciences. – 2024. – Vol. 14 (10). – P. 1104. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci14101104
10. Johannesson P. Development of professional learning communities through action research: understanding professional learning in practice // Educational Action Research. – 2022. – Vol. 30 (3). – P. 411–426. DOI: https://doi.org/10.1080/09650792.2020.1854100
11. Арнцт Е. В., Цаплина О. В. Удовлетворение базовых психологических потребностей как условие психологического благополучия педагогов в профессиональном обучающемся сообществе // Hominum. – 2025. – № 1. – С. 1–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80457244
12. Wang N., An B. G. Improving teachers’ professional development through professional learning community: Voices from secondary school teachers at Malaysian Chinese independent schools // Heliyon. – 2023. – Vol. 9 (6). – P. e17515. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e17515
13. Men Z. The Role of Professional Learning Communities for Teacher Innovation: A Comparative Study in Beijing and Hong Kong // Proceedings of the International Conference on Future of Teaching and Education. – 2023. – Vol. 2 (1). – P. 33–41. DOI: https://doi.org/10.33422/icfte.v2i1.53
14. Mosakul C., Ariratana W., Wachrakul C. Innovative Competency Development of Vocational Teachers through Professional Learning Community: A Participatory Action Research // Journal of Ecohumanism. – 2025. – Vol. 4 (1). – P. 1839. DOI: https://doi.org/10.62754/joe.v4i1.5999
15. Zorde O., Lapidot-Lefler N. Sustainable Educational Infrastructure: Professional Learning Communities as Catalysts for Lasting Inclusive Practices and Human Well-Being // Sustainability. – 2025. – Vol. 17 (7). – P. 3106. DOI: https://doi.org/10.3390/su17073106
16. Bergmark U. Teachers’ professional learning when building a research-based education: context-specific, collaborative and teacher-driven professional development // Professional Development in Education. – 2023. – Vol. 49 (2). – P. 210–224. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2020.1827011
17. Jenssen M. M. F., Nordahl T. Professional learning communities and teachers’ teaching practices // Acta Didactica Norden. – 2022. – Vol. 16 (1). – P. 8144. DOI: https://doi.org/10.5617/adno.8144
18. Anderson S. G., Olivier D. F. A Quantitative Study of Schools as Learning Organizations: An Examination of Professional Learning Communities, Teacher Self-Efficacy, and Collective Efficacy // Research Issues in Contemporary Education. – 2022. – Vol. 7 (1). – P. 26–51. URL: https://www.leraweb.net/ojs/index.php/RICE/article/view/91
19. Chen L. Facilitating teacher learning in professional learning communities through action research: A qualitative case study in China // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 119. – P. 103875. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103875
20. Merzel A., Bismuth S., Arica Z. The Parts and Parcel: A Collegiality Model for Teacher Disciplinary Professional Learning Communities // Education Sciences. – 2025. – Vol. 15 (4). – P. 397. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci15040397
21. Аверьянова С. Д. К вопросу о подготовке будущих педагогов дошкольного образования к организации разновозрастных сообществ // Человек и образование. – 2022. – № 1. – С. 129135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48571792 DOI: https://doi.org/10.54884/s181570410019964-5
22. Billett S. Constituting integration in work-integrated education and learning // Studies in Continuing Education. – 2024. – C. 1–18. DOI: https://doi.org/10.1080/0158037X.2024.2363262
23. Рублева Е. В. Инновационные подходы к образовательному процессу на современном этапе обучения // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – 2014. – № 4. – С. 61–64. URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=23568240
24. Стрекалова Г. Р. "Бесшовное" обучение в повышении качества образования // Управление устойчивым развитием. – 2021. – № 1. – С. 103–108. URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=44889724
25. Plank K., Sanzo K. L, Scribner J. P. Differences in leading and learning professional learning communities // Journal of Workplace Learning. – 2024. – Vol. 36 (5). – P. 335–347. DOI: https://doi.org/10.1108/JWL-02-2024-0022
26. To K. H., Yin H., Tam W. W. Y., Keung C. P. C. Principal leadership practices, professional learning communities, and teacher commitment in Hong Kong kindergartens: A multilevel SEM analysis // Educational Management Administration and Leadership. – 2023. – Vol. 51 (4). – P. 889–911. DOI: https://doi.org/10.1177/17411432211015227
27. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. – 2023. – Т. 29, № 1. – С. 78–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50437408 DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.4
Дата публикации 31.08.2025