Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 4, С. 88–111
© Амирова Л. А., Седых Т. А., Саттаров В. Н., 2025
Предпосылки и становление явления ранней профилизации школьников в системе общего образования: историко-педагогический анализ
1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Аннотация:
Проблема и цель. С позиций историко-педагогического анализа изучается генезис ранней профилизации школьников, проведено исследование ее сущности, предпосылок вхождения в научно-педагогический категориальный аппарат и практико-ориентированный лексикон. Цель исследования – выявить и систематизировать данные о предпосылках явления ранней профилизации в условиях общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей и его становления в педагогической теории и практике.
Методология. Использованы системно-генетический и историографический подходы. Применены теоретические методы исследования: историко-педагогический анализ научно-теоретической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, синтез, классификация, сравнение. Использован конструктивно-генетический метод историко-педагогического анализа явления ранней профилизации школьников.
Результаты. Выявлено, что понятие «ранняя профилизация» не имеет четкого определения и структуры, чаще всего используется для обозначения образовательного процесса, связанного с профориентацией, профессиональным самоопределением и решением задач профильного обучения в системе общего и дополнительного образования детей. Обосновано, что процессы и процедуры ранней профилизации в современном образовательном процессе реализуются в различных моделях. Выделено три предпосылки появления в научно-педагогическом обороте понятия «ранняя профилизация»: социально-педагогического, научно-теоретического, научно-методического и технологического уровней.
Отмечено, что феномен ранней профилизации появился раньше, чем началась его научная рефлексия, исследование его сущности, структуры и содержания, что привело к выделению «допонятийного» периода исследования ранней профилизации школьников и «собственно понятийного» периода. Предложена дефиниция – «ранняя профилизация школьников».
Заключение. Решение проблемы организации процессов и процедур ранней профилизации школьников, а также сопутствующих проблем будет значительно более успешным и эффективным, если в педагогическом сообществе будет достигнуто согласованное понимание предпосылок, истоков и процесса становления как самого понятия «ранняя профилизация школьников», так и его изучения в педагогической теории и практике. Необходима разработка специализированных курсов и программ, обеспечивающих организацию накопления опыта по самоопределению на этапе, предшествующем предпрофильной подготовке, и способствующих не только академическому развитию школьников, но и их личностному росту, что является важным фактором в формировании гармонично развитой личности.
Ключевые слова:
историко-педагогический анализ; ранняя профилизация; предпрофильная подготовка; профильная подготовка; профессиональное самоопределение.
Библиографическая ссылка:
Амирова Л. А., Седых Т. А., Саттаров В. Н. Предпосылки и становление явления ранней профилизации школьников в системе общего образования: историко-педагогический анализ // Science for Education Today. – 2025. – № 4. – С. 88–111. DOI:
http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2504.04
Список литературы:
1. Марко А. А., Либерман Д. А., Новикова Т. В., Барабанов А. С. Проект предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе» как опыт создания столичной системы ранней профилизации школьников // Глобальный научный потенциал. – 2024. – № 9. – С. 132–141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75137111
3. Сидякина Е. А. Историко-педагогический анализ проблемы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в России и за рубежом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 4. – С. 272–275. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18755570
4. Войтеховская М. П., Понер Л. В. Историко-педагогический анализ проблемы организации профильного обучения в сельской школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 13. – С. 98–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17332627
5. Ракишева Г. М., Исмагулова А. Е., Сабитова Д. С., Жантемирова М. Б. Исследование по ранней профилизации школьников в контексте Атласа новых профессий и компетенций Казахстана: результаты пилотного этапа // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. – 2022. – № 4. – С. 65–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50292119DOI: https://doi.org/10.31489/2022Ped4/65-74
6. Муштавинская И. В., Эрлих О. В., Виноградов В. Н., Витте И. Я. Потенциал модели ранней профилизации для позитивной социализации современных подростков // Непрерывное образование. – 2021. – № 1. – С. 65–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45635211
7. Arthy D. Governance of the vocational personality in the origins of vocational guidance // Journal of Career Development. – 1997. – Vol. 24 (2). – P. 115–132. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1025001313655
10. Wong C. Y. E., Liu W. C. Development of teacher professional identity: perspectives from self-determination theory // European Journal of Teacher Education. – 2024. – P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2024.2371981
11. Gagné M., Deci E. L. Self-determination theory and work motivation // Journal of Organizational Behavior. – 2005. – Vol. 26 (4). – P. 331–362. DOI: https://doi.org/10.1002/job.322
12. Deci E. L., Ryan R. M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry, 2000. – Vol. 11 (4). – P. 227–268. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01
13. Deci E. L., Ryan R. M. Self-Determination Theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. – 2008. – Vol. 49 (3). – P. 182–185. DOI: https://doi.org/10.1037/a0012801
14. Dubinka M. Peculiarities of the professional self-determination of the individual in historical and pedagogical retrospect (XX century) // European Science. – 2024. – Vol. 3 (SGE30-03). – P. 8–41. DOI: https://doi.org/10.30890/2709-2313.2024-30-00-029
15. Yeung I. The factors of career self-determination of students of higher education institutions // Baltic Journal of Career Education and Management. – 2019. – Vol. 7 (1). – P. 9–20. DOI: https://doi.org/10.33225/bjcem/19.7.9
16. Gagné M., Parker S. K., Griffin M. A. et al. Understanding and shaping the future of work with self-determination theory // Nature Reviews Psychology. – 2022. – Vol. 1 (7). – P. 378–392. DOI: https://doi.org/10.1038/s44159-022-00056-w
18. Barkova V. B, Savchenkov A. V., Mamylina N. V., Kirsanov V. M., Semchenko A. A., Leushkanova O. Yu., Uvarina N. V. Professional orientation and its role in students’ socialization within the cultural learning environment of a higher educational institution // Science for Education Today. – 2025 – Vol. 15 (2). – P. 95–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=81689763 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2502.05
Дата публикации 31.08.2025