Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 4, С. 158–178
УДК: 
378.14+372.854+303.446.23+51-77

Влияние интерактивных технологий на успешность университетского обучения иностранных граждан

Шимкович Е. Д. 1 (Казань, Россия), Ефимова И. Г. 1 (Казань, Россия), Махмутова Г. Ф. 1 (Казань, Россия)
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования по проблеме использования дистанционных интерактивных образовательных технологий при обучении иностранных граждан на этапе довузовской подготовки в российском университете. Цель исследования – оценить влияние интерактивных онлайн-технологий на успешность университетского обучения иностранных граждан.
Методология. Исследование проводилось в 2022/23 и 2023/24 учебных годах на базе Казанского (Приволжского) федерального университета с участием 160 иностранных граждан. В качестве интерактивной технологии выступила образовательная платформа Studerus, разработанная для дистанционного обучения. Для сбора данных применялись анкетирование (пятибалльная шкала Лайкерта) и анализ академических результатов. Статистическая обработка данных включала критерий Хи-квадрат и коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении положительной динамики в восприятии дистанционного формата иностранными гражданами: удовлетворенность выросла с 61,25 % (в 2022/23 учебный год) до 73,7 % (в 2023/24 учебный год). Большинство слушателей (свыше 60 %) положительно оценили онлайн-обучение, несмотря на технические и организационные сложности. Установлено, что работающие обучающиеся демонстрируют более высокую удовлетворенность и успеваемость, что свидетельствует об их эффективной самоорганизации. Академические результаты показали, что 87,5 % слушателей успешно завершили программу обучения. Выявлена умеренная положительная корреляция между совмещением работы и учебы и успешным завершением курса (r = 0,44, p < 0,05).
Заключение. Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что системное применение интерактивных технологий дистанционного обучения является эффективным и положительно влияет на успешность обучения иностранных граждан. Большинство слушателей остались удовлетворены онлайн-форматом обучения. Особенно важно, что даже работающие обучающиеся смогли совмещать учебу с работой, демонстрируя гибкость и эффективность применения данных технологий.

Ключевые слова: 

академическая успеваемость; довузовская подготовка; иностранный гражданин; интерактивные технологии; онлайн-обучение; образовательная платформа; работающие обучающиеся; удовлетворенность обучающихся; успешность обучения.

Библиографическая ссылка:
Шимкович Е. Д., Ефимова И. Г., Махмутова Г. Ф. Влияние интерактивных технологий на успешность университетского обучения иностранных граждан // Science for Education Today. – 2025. – № 4. – С. 158–178. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2504.07
Список литературы: 
  1. Berde E., Mengesha S. T., Mola B. A., Remsei S. Massive Open Online Courses (MOOCs) for Ethiopian Educators: Evaluating MOOCs as a global development tool // Research in Globalization. – 2024. – Vol. 9. – P. 100263. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resglo.2024.100263
  2. Haleem A., Mohd J., Mohd A. Q., Rajiv S. Understanding the role of digital technologies in education: A review // Sustainable Operations and Computers. – 2022. – Vol. 3 (4). – P. 275−285. DOI: https://doi.org/10.1016/j.susoc.2022.05.004
  3. Khotamov I. S., Umarov E.G, Kuznetsov V. P., Smirnova Zh. V., Kutepov M. M. Digital transformation in the modern educational system // Anti-Crisis Approach to the Provision of the Environmental Sustainability of Economy. – Singapore: Springer Nature Singapore, 2023. – P. 195–199. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-99-2198-0_20
  4. Краснова Г. А., Нухулы А., Тесленко В. А. Электронное образование в мире и России: состояние, тенденции и перспективы // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. – 2017. – № 3. – С. 371–377. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30053395 DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-3-371-377
  5. Aheto S-P. K., Barfi K. A., Kwesi C., Nyagorme P. Relationships between online self-regulation skills, satisfaction, and perceived learning among distance education learners // Heliyon. – 2024. – Vol. 10 (8). – P. e29467. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e29467
  6. Apridayani A., Han W., Waluyo B. Understanding students’ self-regulated learning and anxiety in online English courses in higher education // Heliyon. – 2023. – Vol. 9 (6). – P. e17469. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e17469
  7. Chen J. Effects of learning analytics-based feedback on students’ self-regulated learning and academic achievement in a blended EFL course // System. – 2024. – Vol. 124. – P. 103388. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2024.103388
  8. Means B., Toyama Y., Murphy R., Bakia M. The effectiveness of online and blended learning: A meta-analysis of the empirical literature // Teachers college record. – 2013. – Vol. 115 (3). – P. 1–47. DOI: https://doi.org/10.1177/016146811311500307
  9. Crichton H., McDaid A. Learning intentions and success criteria: learners' and teachers' views // The Curriculum Journal. – 2016. – Vol. 27 (2). – P. 190–203. DOI: https://doi.org/10.1080/09585176.2015.1103278

10. Шимкович Е. Д., Махмутова Г. Ф., Муратова Г. З., Мухаметов А. Р. Успеваемость иностранных учащихся как показатель когнитивно-деятельностного компонента успешности при разных формах обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. – C. 82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50160876 DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32345

11. Дормидонтов Р. А. Проблема успеваемости и успешности обучающихся в свете социальных изменений развития общества и образовательных систем // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN522.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49986661

12. Дворяшина М. М., Артёмова Е. В. Удовлетворенность онлайн-обучением: теоретические подходы и эмпирические измерения // Управленец – 2019. – Т. 10, № 6. – С. 42–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42203553 DOI: https://doi.org/10.29141/2218-5003-2019-10-6-4

13. Dora Y. M., Widokarti J. R., Ismail A., Aji Buana D. M. Online course: Factors influencing students’ decision // Jurnal Organisasi dan Manajemen. – 2023. – Vol. 19 (2). – P. 316–331. DOI: https://doi.org/10.33830/jom.v19i2.5103.2023

14. Osman A. R., Joarder M. H. R., Ashraf M. A. Determinants of students’ satisfaction: Higher education perspective // Humanities and Social Sciences Letters. – 2024. – Vol. 12 (2). – P. 162–175. DOI: https://doi.org/10.18488/73.v12i2.3660

15. Muilenburg L. Y., Berge Z. L. Student barriers to online learning: A factor analytic study // Distance Education. – 2005. – Vol. 26 (1). – P. 29–48. DOI: https://doi.org/10.1080/01587910500081269

16. Qiangfu Yu. Factors influencing online learning satisfaction // Frontiers in psychology. – 2022. – Vol. 13. – Р. 852360. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.852360

17. Vos S. G., Wijnia L., Martens R. L., de Groot R. H. M. How do distance learners self-regulate learning? A latent profile analysis of self-regulated learning and its relationship with self-regulatory efficacy, motivation, need satisfaction, need frustration, academic achievement, and well-being // Learning and Individual Differences. – 2025. – Vol. 120. – P. 102678. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2025.102678

18. Nuralieva N., Wei Z., AL-Qadri A. H., Saraa N., Chang M. Students’ beliefs, basic psychological needs, classroom participation, foreign language anxiety, and academic adjustment: A correlation study in Tashkent, Uzbekistan // Heliyon. – 2024. – Vol. 10 (18). – P. e37127. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e37127

19. Joshi A., Kale S., Chandel S., Pal D. K. Likert scale: Explored and explained // British journal of applied science & technology. – 2015. – Vol. 7 (4). – P. 396. DOI: https://doi.org/10.9734/BJAST/2015/14975

20. Черненков Ю. В., Гуменюк О. И. Балльно-рейтинговая система – инновационная методика оценки академической успеваемости и практической подготовки студентов // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2014. – Т. 10, № 3. – С. 471–474. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22998214

21. Pikhart M., Al-Obaydi L. H. Potential pitfalls of online foreign language teaching from the perspective of the university teachers // Heliyon. – 2023. – Vol. 9 (2). – P. e13732. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e13732

22. Wetsch W. A., Link N., Rahe-Meyer N., Dumcke R., Stock J. M., Bo¨ttiger B. W., Wingen S. Comparison of blended e-learning and face-to-faceonly education for resuscitation training in German schools – A cluster randomized-controlled prospective study // Resuscitation Plus. – 2024. – Vol. 20. – P. 100767. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resplu.2024.100767

Дата публикации 31.08.2025