Специфика влияния национальных особенностей и культурных различий на процесс адаптации китайских студентов, вовлеченных в международные образовательные проекты: оценка на основе теории межкультурной коммуникации
2 Хэйлунцзянский университет
Проблема и цель. Реализация международных проектов в сфере высшего образования предполагает необходимость учета особенностей взаимодействующих культур в образовательном процессе. Классические модели теории межкультурной коммуникации отражают усредненные количественные и качественные оценки характеристик культур, которые могут отличаться для различных социальных и возрастных групп. Цель статьи – выявить специфику влияния национальных особенностей и культурных различий на процесс адаптации китайских студентов, вовлеченных в международный образовательный проект, на основе классической трактовки параметров культуры в целом.
Методология. В статье осуществлена систематизация классических подходов в теории межкультурной коммуникации и выделение ключевых характеристик, по которым авторы считают целесообразным оценивать коммуникативные качества китайских студентов.
На основе разработанной анкеты для проверки базовых теорий межкультурной коммуникации проведен опрос 135 китайских студентов, вовлеченных в международный образовательный проект. Анализ полученных результатов позволил подтвердить или скорректировать содержание аспектов китайской культуры на основе базовых моделей теории межкультурной коммуникации.
Результаты. Модели коммуникации, описанные исследователями ранее, частично нашли подтверждение в статье. Китайские студенты демонстрировали качества высококонтекстной культуры, где важны невербальные методы коммуникации, а также отношение к типу людей реактивной культуры, умеющих внимательно воспринимать информацию и тщательно обдумывать решения. Среди респондентов наблюдалось одобрение идей иерархии и коллективизма, выраженная соревновательность, стремление поддержать свой круг общения. Китайских студентов отличает трудолюбие и ответственное отношение к учебе, а также приверженность к традиционным ценностям.
Однако были выявлены некоторые отличия от описанных ранее характеристик китайской культуры по трем параметрам теории межкультурной коммуникации: «дистанция власти», «избегание неопределенностей» и «соревновательность». Современные китайские студенты демонстрируют сниженный уровень принятия принципов иерархии, отсутствие отрицаний по отношению к нововведениям, а также высокий уровень соревновательности.
Заключение. Полученные результаты анкетирования студентов и корректировка существующих характеристик китайской культуры, описанных в базовых теориях межкультурной коммуникации, представляют ценность для участников международных проектов в высшем образовании, которые в настоящее время являются трендом в развитии университетов. Совершенствование навыков коммуникации российских преподавателей со студентами другой культурной среды призвано повысить качество преподавания дисциплин международных образовательных программ и конкурентоспособность российских университетов на мировом рынке образовательных услуг.
высшее образование; международный образовательный проект; теории межкультурной коммуникации; характеристики китайской культуры; дистанция власти; избегание неопределенностей; соревновательность.
- Tian S. On Intercultural Communication in Chinese International Education in the New Era // Journal of Education and Educational Research. – 2023. – Vol. 5 (2). – P. 77–82. DOI: https://doi.org/10.54097/jeer.v5i2.12336
 - Yang C., Popov V., Biemans H. J. A., Liu J. Challenges of Chinese Students in Intercultural Communication: A Systematic Literature Review // Journal of Intercultural Communication. – 2025. – Vol. 25 (1). – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.36923/jicc.v25i1.993
 - Xueqiu L. Study on Sino-Russian Cross-Border Cooperation on Higher Education in the Context of the Belt and Road Initiative // World of Economics and Management. – 2018. – Vol. 18 (3). – P. 140–150. DOI: https://doi.org/10.25205/2542-0429-2018-18-3-140-150
 - Wang Y. Cooperation under the Background of "Belt and Road" // Research on China-Russia Higher Education, Transactions on Comparative Education Clausius Scientific Press, Canada. – 2023. – Vol. 5 (1). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.23977/trance.2023.050101
 - Loyalka P., Liu O. L., Li G., Kardanova E., Chirikov I., Hu S., Yu N., Ma L., Guo F., Beteille T., Tognatta N., Gu L., Ling G., Federiakin D., Wang H., Khanna S., Bhuradia A., Shi Z., Li Y. Skill levels and gains in university STEM education in China, India, Russia and the United States // Nature Human Behaviour. – 2021. – Vol. 5 (7). – P. 892–904. DOI: https://doi.org/10.1038/s41562-021-01062-3
 - Xia C., Li X., Cao S. Challenges for the government-controlled education system in China // International Journal of Education Development. – 2023. – Vol. 97. – P. 102721. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2022.102721
 - Kwon Y. The sociocultural adjustment of Chinese graduate students at Korean universities: A qualitative study // International Journal of Intercultural Relations. – 2013. – Vol. 37 (5). – P. 536–549. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2013.06.004
 - Chen R. Th., Bennett S. When Chinese learners meet constructivist pedagogy online // Higher Education. – 2012. – Vol. 64 (5). – P. 677–691. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-012-9520-9
 - Gu Q. Maturity and Interculturality: Chinese students’ experiences in UK higher education // European Journal of Education. – 2009. – Vol. 44 (1). – P. 37–52. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1465-3435.2008.01369.x
 
10. Cao C., Zhu C., Meng Q. An exploratory study of inter-relationships of acculturative stressors among Chinese students from six European union (EU) countries // International Journal of Intercultural Relations. – 2016. – Vol. 55. – P. 8–19. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2016.08.003
11. Forbush E., Foucault-Welles B. Social media use and adaptation among Chinese students beginning to study in the United States // International Journal of Intercultural Relations. – 2016. – Vol. 50. – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2015.10.007
12. Zhang J., Goodson P. Acculturation and psychosocial adjustment of Chinese international students: Examining mediation and moderation effects // International Journal of Intercultural Relations. – 2011. – Vol. 35 (5). – P. 614–627. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2010.11.004
13. Ruble R. A., Zhang Y. B. Stereotypes of Chinese international students held by Americans // International Journal of Intercultural Relations. – 2013. – Vol. 37 (2). – P. 202–211. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2012.12.004
14. Щеглова И. А. Кросс-культурное сравнение учебной вовлеченности студентов // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Т. 22, № 3. – С. 155–164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36285526 DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.034
15. Francis B., Jean-Francois B. Teaching French as a Second Language to Chinese students: Instructional staff adaptation and intercultural competence development // International Journal of Intercultural Relations. – 2010. – Vol. 34 (6). – P. 561–570. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2010.01.003
16. Nam B. H., Yang Y., Draeger R. Jr. Intercultural communication between Chinese college students and foreign teachers through the English corner at an elite language university in Shanghai // International Journal of Intercultural Relations. – 2023. – Vol. 93. – P. 101776. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2023.101776
17. Zhao X., Ding S., Kalashnyk L., Luhova T. Cultural adaptation of Chinese students as the need of their education abroad process // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. – 2020. – Vol. 4. – P. 388–399. DOI: https://doi.org/10.17770/sie2020vol4.4856
18. Yang C., Popov V., Biemans H. J. A. Chinese students’ perceptions of affordances and challenges, and their associated reactions within different contexts of intercultural communication // International Journal of Intercultural Relations. – 2025. – Vol. 105. – P. 102133. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2024.102133
19. Kong L., Ma Z., Li X., Kim H. Interactions between international doctoral students studying in China and their advisors: The role of intercultural adaptive guidance and psychological safety // International Journal of Intercultural Relations. – 2023. – Vol. 96. – P. 101872. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2023.101872
20. Рыбакова М. В., Иванова Н. А. Адаптация китайских студентов в российских вузах: некоторые проблемы // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 3. – С. 410–417. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48926951 DOI: https://doi.org/10.34823/SGZ.2022.3.51823
21. Кузнецова О. В., Дерюгин П. П., Лебединцева Л. А., Кремнёв Е. В. Особенности адаптации китайских студентов в российских вузах: история и современность // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2025. – № 1. – С. 18–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82377422 DOI: https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-1-18-31
22. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures:The Hofstede Model in Context // Online Readings in Psychology and Culture. – 2011. – Vol. 2 (1). URL: https://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/8/ DOI: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014
23. Komisarof A., Akaliyski P. New developments in Hoftede’s Individualism-Collectivism: A guide for scholars, educators, trainers, and other practitioners// International Journal of Intercultural Relations. – 2025. – Vol. 107. – P. 102200. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2025.102200
24. Minkov M., Schachner M. Relationships between Big Five personality traits and individual-level cultural components // Personality and Individual Differences. – 2024. – Vol. 226. – P. 112691. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2024.112691
25. Zheng F., Zhao C., Yasmin F., Sokolova M. Hofstede's cultural dimensions and proactive behavior as the antecedents of entrepreneurial innovativeness // Acta Psychologica. – 2025. – Vol. 256. – P. 104948. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2025.104948
26. Minkov M., Vignoles V. L., Welzel C., Akaliyski P., Bond M.H., Kaasa A., Smith P. B. Comparative Culturology and Cross-Cultural Psychology: How Comparing Societal Cultures Differs from Comparing Individuals’ Minds Across Cultures // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2024. – Vol. 55 (2). – P. 164–188. DOI: https://doi.org/10.1177/00220221231220027
27. Minkov M., Kaasa A. Do dimensions of culture exist objectively? A validation of the revised Minkov-Hofstede model of culture with World Values Survey items and scores for 102 countries // Journal of International Management. – 2022. – Vol. 28 (4). – P. 100971. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intman.2022.100971
28. Wang Y., Kulich S. J. Does context count? Developing and assessing intercultural competence through an interview- and model-based domestic course design in China // International Journal of Intercultural Relations. – 2015. – Vol. 48. – P. 38–57. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2015.03.013
29. Mu Y., Yu B. Developing intercultural competence in college business English students: A study of innovative teaching in China // International Journal of Intercultural Relations. – 2023. – Vol. 92. – P. 101747. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2022.101747
30. Li J., Yuan F., Kulich S. Foreign language learners’ self-perceived proficiency and intercultural competence: Mediating roles of quantity and quality of intercultural interactions // International Journal of Intercultural Relations. – 2025. – Vol. 107. – P. 102206. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2025.102206










