Специфика организации родительского просвещения в практике взаимодействия различных субъектов с семьями обучающихся
Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования проблемы изменения сущности родительского просвещения, особенностей его реализации в условиях усиления мер государственной поддержки семей с детьми, расширения субъектов влияния и уровней их представленности. Цель статьи – выявление сущности понятия «родительское просвещение» и специфики его организации в практике взаимодействия различных субъектов с семьями обучающихся.
Методология. Методологическую основу исследования составляют аксиологический, социокультурный и проектный подходы. В исследовании применялись теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация научной литературы) и такие эмпирические методы, как обобщение и систематизация педагогического опыта, опрос.
Результаты. Автором статьи получены следующие результаты: проанализированы и обобщены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих происходящие изменения в понимании родительского просвещения, его результативности, значимости межведомственного подхода к его обеспечению; представлены результаты эмпирического этапа исследования, отражающие направленность образовательной организации и семьи на взаимодействие, запрос родителей в рамках родительского просвещения, наиболее распространенные практики родительского просвещения и субъектов их реализации; определена специфика реализации родительского просвещения в зависимости от уровневой структуры взаимодействия различных субъектов.
Заключение. Изменение сущности родительского просвещения имеет социально обусловленный характер и отражает его многоаспектность (как социально-культурный феномен, социально значимая деятельность и процесс), определяя его направленность, содержательное наполнение, методические основы с учетом возможностей множества субъектов (педагогических и социальных) и уровневой структуры их взаимодействия.
родительское просвещение; субъекты родительского просвещения; взаимодействие различных субъектов; межведомственное взаимодействие; формы родительского просвещения; поддержка семьи; воспитательный потенциал семьи
- Багирова А. П., Черешова С. В., Золотницкая Л. В. Возможности формирования родительских компетенций в системе российского образования // Женщина в российском обществе. – 2024. – № 2. – С. 15–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67901218 DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2024.2.2
- Илакавичус М. Р., Якушкина М. С. Психолого-педагогическое просвещение как средство развития родительских сообществ: опыт государств-участников СНГ // Человек и образование. – 2022. – № 3. – С. 45–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49868728 DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410023070-2
- Кочергина О. А., Кирюшина О. Н. Проблемы готовности родителей школьников к повышению своей педагогической культуры // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4. – С. 138–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35576069
- Куракина Е. Ю. Родительское просвещение как механизм формирования ответственного родительства // Образовательная панорама. – 2024. – № 2. – С. 42–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=69210876
- Лечиева М. И., Саидов А. А., Буралова Р. А. Детско-родительские отношения как предиктор личностного развития в юношеском возрасте // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 6. – С. 575–595. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=79560965 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2024.6.35
- Лыкова И. А., Майер А. А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 5. – С. 200–224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49623135 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2205.11
- Майер А. А., Яковлева Э. Н., Зеленкова Т. В. Проектирование универсальной модели родительского просвещения в условиях дошкольного образования // Высшее образование сегодня. – 2024. – № 4. – С. 10–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=69206607 DOI: https://doi.org/10.18137/RNU.HET.24.04.P.010
- Милькевич О. А. Родительство как семейно-родовая ответственность: пути формирования // Педагогика. – 2024. – Т. 88, № 9. – С. 45–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=73529615
- Нелюбова Я. К. Родительский «всеобуч» в образовании: социально-психологические аспекты реализации // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 2. – С. 122–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48072907 DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.16
10. Ульянина О. А., Юрчук О. Л., Никифорова Е. А., Оконовенко Д. В., Саломатова Е. А. «Неделя психологии» как эффективный инструмент психологического просвещения участников образовательных отношений: методика и организация // Вестник практической психологии образования. – 2024. – Т. 21, № 1. – С. 135–147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68517391 DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210111
11. Afanasyev V. V., Sergeeva V. P., Ukolova L. I., Milkevich O. A. Methodology of studying social and cultural partnership in the prevention of children's ill-being // Espacios. – 2017. – Vol. 38 (55). – P. 13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31157342
12. Ashilova M. S., Begalinov A. S., Pushkarev Yu. V., Begalinova K. K., Pushkareva E. A. Values in foundation of modern globalizing society: Change study // Science for Education Today. – 2023. – Vol. 13 (2). – P. 99–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53699841 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2302.05
13. Brighouse H., Swift A. Family values reconsidered: a response // Critical Review of International Social and Political Philosophy, 2017. – Vol. 21 (3). – P. 385–405. DOI: https://doi.org/10.1080/13698230.2017.1398492
14. Eliyahu-Levi D., Ganz-Meishar M. The personal relationship between the kindergarten teacher and the parents as a mediator between cultures // International Journal of Early Years Education. – 2019. – Vol. 27 (2). – P. 184–199. DOI: https://doi.org/10.1080/09669760.2019.1607263
15. Gheaus A. Childhood: Value and duties // Philosophy Compass. – 2021. – Vol. 16 (12). – P. 12793. DOI: https://doi.org/10.1111/phc3.12793
16. Lawson M. A. School-family relations in context. Parent and teacher perceptions of parent involvement // Urban Education. – 2003. – Vol. Т. 38 (1). – P. 77–133. URL: https://www.academia.edu/4434884/School_Family_Relations_in_Context DOI: https://doi.org/10.1177/0042085902238687
17. Milkevich O. A., Gileva A. V., Vatina E. V. Training of teaching staff in the context of the transformation of the value of family and childhood // Perspectives of Science and Education. – 2023. – No. 2. – P. 125–140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52657620 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.7
18. Rybakova A. I., Fomina S. N. The model of professional training of specialists of social work in the conditions of multilevel education on the basis of integrative approach // Contemporary Problems of Social Work. – 2015. – Vol. 1 (3). – P. 55–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25465100 DOI: https://doi.org/10.17922/2412-5466-2015-1-3-55-61
19. Shmakova A. I. Parenting and Family Relationships Factors in the Intergenerational Transmission of Partnerships: a Research Review // Perspectives of Science and Education. – 2023. – No. 2. – P. 536–548. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52657743 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.31
20. Yusupova Z. F., Gorbunova L. N., Shulga T. I., Timirov F. F., Sorokoumova E. A., Kochneva L. V. Formation of humanitarian competence of university students in the context of education globalization // Man in India. – 2017. – Vol. 97 (14). – P. 21–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31047468