Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2011, Т. 1, № 4, С. 23–50
УДК: 
316.7

Ценностные иерархии потребительских выборов и гендерные различия

Майер Б. О. 1 (Новосибирск, Россия), Ткачев А. В. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 ОАО «Новосибирскавтотранс»
Аннотация: 

(*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 10-02-00615а «Исследование иерархической организации потребительских выборов» в разделе Экономика)

Проведено изучению ценностных иерархий в процессе потребительских выборов. Обнаружено явление дублирования (воспроизводства) одних и тех же ценностей на различных уровнях иерархического дерева ценностей потребителя. Данное явление сопоставлено с двумя когнитивными стилями принятия решений: контекстно-зависимым и контекстно-независимым стилями. Обоснована гипотеза, что дублирование одних и тех же ценностей на различных уровнях иерархического дерева ценностей потребителя можно рассматривать как своеобразную стратегию принятия решений, которая по одним своим свойствам является контекстно-зависимой, а по другим – полностью контекстно-независимой. Обнаружено, что дублирования одних и тех же ценностей на различных уровнях иерархического дерева ценностей потребителя присуще, в первую очередь, женщинам (с вероятностью не
менее 50%), которое с точки зрения потребительского выбора выглядит как непредсказуемое, непоследовательное, нелогичное или как – «женская логика».

Ключевые слова: 

потребительский выбор, ценностная иерархия, когнитивные стратегии принятия решений, гендерные различия

Библиографическая ссылка:
Майер Б. О., Ткачев А. В. Ценностные иерархии потребительских выборов и гендерные различия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4. – С. 23–50.
Список литературы: 

1. Ключарев В.А., Шмидс А., Шестакова А.Н. Нейроэкономика: нейробиология принятия решений // Экспериментальная психология. – 2011, №2. – C. 14–35.
2. Etzioni Amitai (George Washington University), Free Press (New York and London), 1988, (ISBN 0029099005 ), 314 p., Economics; Social choice; Paradigms (Social sciences); Sociological aspects; Moral and ethical aspects, HM35 .E89 1988, 102-685-315 (Last edited on 2004/02/16 00:33:31 US/Mountain)
3. Triantaphyllou E. Multi-Criteria Decision Making Methodologies: A Comparative Study, volume 44 of Applied Optimization. Kluwer Academic, Dordrecht, 2000.
4. Kelvin J. Lancaster. 1966. "A New Approach to Consumer Theory." Journal of Political Economy, 74, 132-157.
5. Bettman J. R., Luce M. F., & Payne J. W. (1998). Constructive consumer choice processes. Journal of Consumer Research, 25, 187–217.
6. Бонгард М. М., Лосев И. С., Смирнов М. С. Проект модели организации поведения. Животное // Моделирование обучения и поведения. – М.: Наука, 1975.
7. Препринт ИПМ № 43, Москва, 2000 г. Авторы: Бурцев М.С., Гусарев Р.В., Редько В.Г. Модель эволюционного возникновения целенаправленного адаптивного поведения - случай двух потребностей.
8. Arbib M. A. (2003) The evolving mirror system: a neural basis for language readiness. In M.H. Christiansen and S. Kirby, editors, Language Evolution: The States of the Art. Oxford University Press.
9. От амебы до робота: модели поведения, М. Г. Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов, Либроком, ISBN 978-5-397-01680-3; 2011г.
10. Bandura A. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
11. Tversky A., Kahneman, D. (1981). "The framing of decisions and the psychology of choice". Science 211 (4481): 453–458. doi:10.1126/science.7455683. PMID 7455683.
12. Ефимова Д.В. Ценностная система личности − высший уровень социальной регуляции // Социосфера. 2010. №4. – C. 86-91
13. Евзрезов Д.В., Майер Б.О. Проблемы образования и когнитивная философия: анализ категорий «паттерн» и «метапаттерн» // Философия образования. – Новосибирск : Издательство СО РАН. – 2006, № 3(17). – С.63–70.
14. Хухорева А.В. Динамика индивидуальных ценностей в контексте социальной среды (на примере специфической профессиональной группы) // Культурно-историческая психология. – 2011, №1. – C. 90–98.
15. Конотопов П.Ю. Гендерный аспект экономического поведения в условиях кризиса // ТИАРА, 2008.
16. Ткачев А.В. Моделирование сигналов доступа к оценке важности. Моделирование сигналов доступа к Я. – 2003.
17. Batesonian analysis of value hierarchies and the transformation of Russia P. Luksha, A. Tkachev (pp. 956-971) Keywords: Cybernetics, Russia, Social anthropology
18. Vohs K. D., Mead N. L., & Goode M. R. (2007). The psychological consequences of money. Science, 17, 1154-1156.
19. Sylvain Charron, Etienne Koechlin. Divided Representation of Concurrent Goals in the Human Frontal Lobes // Science. – V. 328. P. 360–363.
20. Studies in Cognitive Growth • Publisher: John Wiley & Sons Inc; 1St Edition edition (October 1966)
21. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / пер. с англ. Д. Бугакова. – М.: Смысл, 2003. – 335 с.
22. Goldberg E. et al. Cognitive Bias, Functional Cortical Geometry, and the Frontal Lobes: Laterality, Sex, and Handedness // Journal of Cognitive Neuroscience. 1994. Vol. 6, № 3. P. 276-296.

Дата публикации 29.12.2011