Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 5, С. 269–288
УДК: 
378.147+37.03+316.77

Подготовка к исследовательской деятельности в профессиональной практике: анализ и оценка умения студентов формулировать исследовательские вопросы

Огороднова О. В. 1 (Тюмень, Россия), Фроленкова А. Л. 1 (Тюмень, Россия), Кукуев Е. А. 1 (Тюмень, Россия)
1 Тюменский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема подготовки к исследовательской деятельности в профессиональной практике педагога. Цель исследования – выявить и оценить особенности умения студентов формулировать исследовательские вопросы.
Методология. Для достижения цели исследования авторы использовали взаимодополняющие методы: теоретические – для анализа и систематизации положений отечественных и зарубежных авторских исследований по вопросам научно-исследовательской деятельности студентов, компетенции формулирования исследовательских вопросов, а также анализ нормативных документов Российской Федерации в отношении научно-исследовательских компетенций студентов; эмпирические – профессиональная проба в виде формулирования исследовательских вопросов (за фиксированное время) на предложенную исследовательскую тему.
Результаты. Показано, что организация научно-исследовательской работы студентов требует понимания содержания их компетенции по формулированию вопросов. В ходе исследования установлено, что студенты показали средний уровень продуктивности по количеству сформулированных вопросов. Зафиксировано, что содержание вопросов недостаточно отражает предмет темы исследования. Анализ в рамках таксономии Б. Блума показал, что большинство вопросов сформулированы в контексте уровня «применение/использование».
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о необходимости системной деятельности по развитию у студентов компетенции формулирования исследовательских вопросов.

Ключевые слова: 

исследовательский вопрос; исследовательская компетентность; дизайн исследования; организация научно-исследовательской работы; формулирование исследовательских вопросов.

Библиографическая ссылка:
Огороднова О. В., Фроленкова А. Л., Кукуев Е. А. Подготовка к исследовательской деятельности в профессиональной практике: анализ и оценка умения студентов формулировать исследовательские вопросы // Science for Education Today. – 2025. – № 5. – С. 269–288. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2505.12
Список литературы: 
  1. Arêas F. Key points in constructing a scientific research question. Key points in constructing a scientific research question. Revista Brasileira de Pesquisa em Saúde // Brazilian Journal of Health Research. – 2025. – Vol. 27 (1). – P. e47635. DOI: https://doi.org/27. 10.47456/rbps.v27i1.47635
  2. Aschari O., Berghaus B. The Student's Research Companion: The Purpose-driven // Journey of Scientific Entrepreneurs. – 2023. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780192855312.001.0001
  3. Barroga E., Matanguihan G. A Practical Guide to Writing Quantitative and Qualitative Research Questions and Hypotheses in Scholarly Articles // Journal of Korean Medical Science. – 2022. – Vol. 37 (16). – P. e121. DOI: https://doi.org/10.3346/jkms.2022.37.e121
  4. Chandio M. T., Zafar N., Solangi G. M. Bloom's Taxonomy: Reforming Pedagogy through Assessment // Journal of Education and Educational Development. – 2021. – Vol. 8 (1). – Р. 109–140. DOI: http://dx.doi.org/10.22555/joeed.v8i1.308
  5. Claudia J. S. Reevaluating Bloom's Taxonomy: What Measurable Verbs Can and Cannot Say about Student Learning // Education Sciences. – 2016. – Vol. 6 (4). – P. 37. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci6040037
  6. Gonzales A., Barrios Navarro C., Mariño N., Díaz C., Retamozo N. Research Competencies From the Socio-Formative Approach Seen in Undergraduate Students at a Peruvian and Mexican University // Revista de Gestão Social e Ambiental. – 2024. – Vol. 18. (11). – P. e09586. DOI: https://doi.org/10.24857/rgsa.v18n11-008
  7. Kasivu G., Mwania J., Kimatu J., Kamau L., Mulwa J., Kiilu R., Kithungu R., Musyoka J., Migwambo R. Reinforcing the 21st Century Pedagogical Skills through the Application of the Question Formulation Technique (QFT) in Secondary Schools in South Eastern Region of Kenya // International Journal of Research and Innovation in Social Science. – 2024. – Vol. VIII (III). – Р. 827–836. DOI: https://doi.org/10.47772/IJRISS.2024.803060
  8. Krathwohl D. A Revision of Bloom's Taxonomy: An Overview // Theory into Practice. – 2002. – Vol. 41 (4). – Р. 212-218. DOI: https://doi.org/10.1207/s15430421tip4104_2
  9. Mantzoukas S. Facilitating research students in formulating qualitative research questions // Nurse Education Today. – 2008. – Vol. 28 (3). – Р. 371–377. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2007.06.012

10. Melati S. E., Rasyid F. Student’s Critical Thinking towards Reading Comprehension using Revised Bloom’s Taxonomy // IREELL: Indonesian Review of English Education, Linguistics, and Literature. – 2023. – Vol. 1 (2). – Р. 152–165. DOI: https://doi.org/10.30762/ireell.v1i2.1947

11. Muthoni O., Barasa N., Wanjala K. Comprehensive Review of the Journal of Earth and Marine Technology (JEMT): Insights from a Bloom's Taxonomy Analysis // International Journal of Multidisciplinary Approach Research and Science. – 2025. – Vol. 3 (1). – Р. 345–364. DOI: https://doi.org/10.59653/ijmars.v3i01.1464

12. Nurmatova S., Altun M. A Comprehensive Review of Bloom’s Taxonomy Integration to Enhancing Novice EFL Educators’ Pedagogical Impact // Arab World English Journals. – 2023. – Vol. 14 (3). DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.4593934

13. Omer W. Cite this Article: Omer W. Modified Bloom's Taxonomy: Perspective of a Doctor of Philosophy Scholar // Journal of Rawalpindi Medical College. – 2025. – Vol. 28 (4). – Р. 539–540. DOI: https://doi.org/10.37939/jrmc.v28i4.2804

14. Ortiz M., Kent D., Carlucci M., Ricca P., Zeiher W., Vanderzwan K., Betka A. A., Kilroy S. Bloom's Taxonomy // Journal for Nurses in Professional Development. – 2023. – Vol. 39 (5). – P. e154–e160. DOI: https://doi.org/10.1097/NND.0000000000000897

15. Pisotskyi O. Formation of cognitive abilities of 5–6-year-old children in the context of mental education of preschoolers // Research Notes. – 2022. – No. 2. – Р. 82–88. DOI: https://doi.org/10.31654/2663-4902-2022-PP-2-82-88

16. Roman A. Research Competencies and Performance of Higher Education Institutions (HEI) Faculty // International Journal of research publications. – 2021. – Vol. 78 (1). – P. 37–44. DOI: https://doi.org/10.47119/IJRP100781620211975

17. Stringer J. K., Santen S. A., Lee E., Rawls M., Bailey J., Richards A., Biskobing D. Examining Bloom’s taxonomy in multiple choice questions: students’ approach to questions // Medical Science Educator. – 2021. – Vol. 31 (4). – Р. 1311–1317. DOI: https://doi.org/10.1007/s40670-021-01305-y

18. Van der Schee J. How to Train Students to Formulate Good Research Questions? // International Research in Geographical and Environmental Education. – 2001. – Vol. 10 (3). – Р. 245–259. DOI: https://doi.org/10.1080/10382040108667444

19. Van der Waldt G. Formulating Research Questions in Social Science Research // The Journal for Transdisciplinary Research in Southern Africa. – 2025. – Vol. 21 (1). – Р. 1526. DOI: https://doi.org/10.4102/td.v21i1.1526

20. Агибова И. М., Беджанян М. А., Нечаева О. А., Федина О. В. Формирование исследовательских компетенций студентов высшей школы с использованием разноуровневых заданий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2025. – № 2. – С. 197–204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82323772  DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2025.2.18

21. Емельянова И. Н. Модель формирования научно-исследовательских компетенций у студентов магистратуры // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 3. – С. 37–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29898530  DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220304

22. Пеша А. В., Патутина С. Ю. Концептуальная модель развития научно-исследовательских компетенций выпускников вузов // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2022. – Т. 20, № 4. – С. 82–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50268567  DOI: https://doi.org/10.24147/1812-3988.2022.20(4).82-93

23. Пирожкова О. Б., Бубнова И. С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. – 2022. – № 1. – С. 3–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48199094  DOI: https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_3

Дата публикации 31.10.2025