Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 5, С. 139–158
УДК: 
37.015.31+37.03+65.011.56+001.891.57

Модель качеств личности сферы управления: экспертная оценка содержания в контексте эффективности выполнения профессиональной деятельности

Гаркуша Н. С. 1 (Москва, Россия), Кролевецкая Е. Н. 1 (Москва, Россия), Авалуева Н. Б. 1 (Москва, Россия)
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема, связанная с подготовкой в высшей школе высококвалифицированных, востребованных специалистов в области государственного и муниципального управления, обладающих устойчивыми личностными качествами, спроецировала цель настоящего исследования – обоснование модели качеств личности как базиса системы подготовки будущих служащих органов публичной власти в высшей школе.
Методология. Выбор методологических подходов и методов связан со смысловым содержанием категорий «личность» и «качество личности». Для структуризации и построения «каркаса» модели качеств личности будущего служащего органов публичной власти использованы метод моделирования и системный подход, для наполнения модели смысловым содержанием – сеттинг-инкрементальный подход. Методы экспертной оценки и фокус-групп применяются для верификации, метод интервьюирования – для валидации модели.
Результаты. Качества личности рассматриваются как единство когнитивных, психологических и социальных свойств личности, определяющее ее направленность, особенности восприятия окружающего мира, способы поведения и способность к адаптации. Разработана и обоснована модель качеств личности будущего служащего органов публичной власти как базис системы подготовки в высшей школе, наполнены содержанием категории «ценностные ориентации», «интеллектуальный потенциал», «направленности личности будущего служащего органов публичной власти», «проактивная личность будущего служащего органов публичной власти».
Заключение. Разработанная, верифицированная, валидированная и апробированная авторами модель реализуется в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации как базис системы подготовки будущих служащих органов публичной власти в высшей школе.

Ключевые слова: 

будущий служащий; органы публичной власти; качества личности; проактивная личность; модель качеств личности; ценностные ориентации; интеллектуальный потенциал; направленность личности

Библиографическая ссылка:
Гаркуша Н. С., Кролевецкая Е. Н., Авалуева Н. Б. Модель качеств личности сферы управления: экспертная оценка содержания в контексте эффективности выполнения профессиональной деятельности // Science for Education Today. – 2025. – № 5. – С. 139–158. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2505.07
Список литературы: 
  1. Laguna R. F. D., Aguinaga D. Li., Torres D. E. C., Cueto B. A. L. Soft Skills and the Use of Industry 4.0 as Determinants of Professional Development in Engineering Graduates: A SEM Approach // Sustainable Futures. – 2025. – Vol. 10. – P. 100742. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sftr.2025.100742
  2. Fernandez S., Terrier L., Kim S. Personality is no stranger to occupational choice among hospitality graduates // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. – 2023. – Vol. 32. – P. 100435. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2023.100435
  3. Chadha P., Upadhaya G., Devi N. Exploring the nexus of personality traits, self-efficacy, and entrepreneurial intention: A study of university students // The International Journal of Management Education. – 2025. – Vol. 23 (2). – P. 101136. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2025.101136
  4. Ouni S., Boujelbene Y. The mediating role of big five traits and self-efficacy on the relationship between entrepreneurship education and entrepreneurial behavior: Study of Tunisian university graduate employees // Evaluation and Program Planning. – 2023. – Vol. 100. – P. 102325. DOI: https://doi.org/10.1016/j.evalprogplan.2023.102325
  5. Verbree A-R., Maas L., Hornstra L., Wijngaards-de Meij L. Personality predicts academic achievement in higher education: Differences by academic field of study? // Learning and Individual Differences. – 2021. – Vol. 92. – P. 102081. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2021.102081
  6. Wietholter J. P., Maynor L. M., Clutter J. L. Personality and Academic Performance During Years Two and Three of a Doctor of Pharmacy Curriculum // American Journal of Pharmaceutical Education. – 2024. – Vol. 88 (3). – P. 100675. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ajpe.2024.100675
  7. Matešić K., Ružić V., Galić S. Investigating the relationship between cognitive abilities, memory function, and personality traits: A study of the WAIS-IV, WMS-IV, and NEO-FF // Personality and Individual Differences. – 2025. – Vol. 237. – P. 113045. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2025.113045
  8. Cacciolatti L., Lee S. H., Molinero C. M. Clashing institutional interests in skills between government and industry: An analysis of demand for technical and soft skills of graduates in the UK // Technological Forecasting and Social Change. – 2017. – Vol. 119. – P. 139–153. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.03.024
  9. Poláková M., Suleimanová J. H, Madzík P., Copuš L., Molnárová I., Polednová J. Soft skills and their importance in the labour market under the conditions of Industry 5.0 // Heliyon. – 2023. – Vol. 9 (8). – P. e18670. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e18670

10. Karaca-Atik A., Meeuwisse M., Gorgievski M., Smeets G. Uncovering important 21st-century skills for sustainable career development of social sciences graduates: A systematic review // Educational Research Review. – 2023. – Vol. 39. – P. 100528. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2023.100528

11. Chatterji N., Manohar S., Verma B. Assessing the Influence of Graduate Characteristics on Employer Satisfaction: A Multi-dimensional Analysis // The Open Psychology Journal. – 2023. – Vol. 16 (1). DOI: https://doi.org/10.2174/18743501-v16-230831-2023-39

12. Pantaruk S., Khuadthong B., Imjai N., Aujirapongpan S. Fostering future-ready professionals: The impact of soft skills and internships on hospitality employability in Thailand // Social Sciences & Humanities Open. – 2025. – Vol. 11. – P. 101371. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2025.101371

13. Izbassar A., Muratbekova M., Amangeldi D., Oryngozha N., Shamoi P. Intelligent System for Assessing University Student Personality Development and Career Readiness // Procedia Computer Science. – 2024. – Vol. 231. – P. 779–785. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2023.12.138

14. Gunarathne N., Senaratne S., Herath R. Addressing the expectation–performance gap of soft skills in management education: An integrated skill-development approach for accounting students // The International Journal of Management Education. – 2021. – Vol. 19 (3). – P. 100564. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2021.100564

15. Emanuel F., Ricchiardi P., Sanseverino D., Ghislieri C. Make soft skills stronger? An online enhancement platform for higher education // International Journal of Educational Research Open. – 2021. – Vol. 2. – P. 100096. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100096

16. Ермолаева М. В., Исаев Е. И., Лубовский Д. В. Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25, № 2. – С. 33–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42810958 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250203 

17. Байкова Л. А., Дементьева М. Н., Макеева Е. А. Балльно-рейтинговая технология как средство стимулирования личностного саморазвития обучающихся вузов // Психолого-педагогический поиск. – 2024. – № 1. – С. 17–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67960371

18. Шебураков И. Б., Переверзина О. Ю., Чирковская Е. Г. Матрица сквозных и дифференцирующих компетенций руководителей и специалистов органов публичной власти. Паспорта ключевых компетенций модели РС ОПВ // Личность: ресурсы и потенциал. – 2024. – № 1. – С. 89–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75085181

19. Рябова Т. В. Профессионально значимые характеристики личности государственных служащих // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 194–198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38187414 DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-194-198 

20. Гаркуша Н. С., Алексеева А. С., Асмолова Л. М. Цифровая культура руководителя образовательной организации: методологические подходы к исследованию // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 4. – С. 123–147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54390176 DOI: https://doi.org/10.15293/2658–6762.2304.06 

21. Schwartz S. H. An overview of the Schwartz theory of basic values // Online readings in Psychology and Culture. – 2012. – Vol. 2 (1). – P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116 

22. Ильина О. Н., Лепехин Н. Н., Маничев С. А. Проактивное рабочее поведение: концепции и направления исследований // Организационная психология. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 92‒127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48522966 DOI: https://doi.org/10.17323/23120-5942-2022-12-1-92-127 

23. Лепехин Н. Н., Лебедева П. А., Круглов В. Г. Диспозиционные предикторы выбора стратегий изменений в работе персоналом организации // Петербургский психологический журнал. – 2020. – № 31. – С. 64‒95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44007575

24. Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф., Собянин Ф. И. Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: полисубъектный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8, № 4. – С. 413–418. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50754063 DOI: https://doi.org/10.30853/ped20230065 

Дата публикации 31.10.2025