Ценностно-смысловые установки о труде и трудовом воспитании субъектов образовательного процесса современной школы
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема трудового воспитания в школе в аспекте ценностно-смысловых установок к труду у современных школьников, родителей и педагогов с учетом современного социокультурного контекста. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить ценностно-смысловые установки субъектов образовательного процесса о труде и трудовом воспитании и научно обосновать рекомендации для реализации практик трудового воспитания в школе.
Методология. Научно-методологическим основанием исследования является аксиологический подход, разработанный Ленинградской научно-педагогической школой Т. К. Ахаян. В качестве исследовательских методов использовались психодиагностический метод (зеркальный анкетный опрос субъектов образовательного процесса), проективный метод и структурированный ассоциативный эксперимент. В основу отбора стимульного материала были положены принципы, предложенные в работах О. А. Милькевич и С. М. Петровой для оценки сформированности совокупности ценностных отношений к труду как достигнутых личностных результатов, перечисленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В исследовании приняли участие 948 человек из разных регионов России: 544 школьника (11–17 лет), 225 родителей и 179 педагогов. Для обработки данных применялись: качественно-количественный метод, методы описательной статистики (средние значения, частотный анализ, ранжирование), расчет коэффициента комфортности.
Результаты. Авторами выявлено, что современные школьники воспринимают труд как важную жизненную ценность, связывая его с волевыми качествами, активностью и стремлением к успеху, а также как источник счастья и самостоятельности.
Установлено, что родители придают большое значение трудовому воспитанию в семье и школе, ассоциируя труд с развитием личности, уважением и творческим вдохновением.
Показано, что педагоги рассматривают трудовое воспитание как средство формирования ответственности, настойчивости и навыков управления временем, при этом отмечают эмоциональные трудности детей в отношении труда.
Установлено наличие у части детей эмоциональной усталости и негативных ассоциаций, связанных с трудом, что требует внедрения новых практик, направленных на повышение внутренней мотивации к труду.
Выявлена недостаточная ориентация школьников на мастерство и качество труда по сравнению с педагогами, что указывает на необходимость внедрения практик, направленных на связь труда и профессионального самоопределения школьников.
Обобщено, что высокий уровень интереса и уважения к труду у взрослых способствует эффективной поддержке детей в трудовом воспитании.
Заключение. Выявленные ценностно-смысловые установки субъектов образовательного процесса создают ресурсную основу для эффективного трудового воспитания и требуют целенаправленной работы по устранению обнаруженных затруднений через современные педагогические практики.
аксиологический подход; трудовое воспитание в школе; трудовые ценности; ценностно-смысловые установки; субъекты образовательного процесса; практики трудового воспитания.
- Mawn L., Oliver E. J., Akhter N., Bambra C. L., Torgerson C., Bridle C., Stain H. J.Are we failing young people not in employment, education or training (NEETs)? A systematic review and meta-analysis of re-engagement interventions // Systematic Reviews. – 2017. – Vol. 6 (1). – P. 16. DOI: https://doi.org/10.1186/s13643-016-0394-2
 - Tao X., Xiao A. Discussion on the function of labor education in the establishment of moral education // International Journal of New Developments in Education. – 2023. – Vol. 5 (8). – P. 44–49. DOI: https://doi.org/10.25236/IJNDE.2023.050808
 - Wang S. Research on the Implementation System of Integrated Labor Education in Primary, Secondary, and Tertiary Schools from the Perspective of “Three-Pronged Education” // Journal of Contemporary Educational Research. – 2025. – Vol. 8 (12). – P. 36–41. DOI: https://doi.org/10.26689/jcer.v8i12.8999
 - Orih D., Heyeres M., Morgan R., Udah H., Tsey K. A systematic review of soft skills interventions within curricula from school to university level // Frontiers in Education – 2024. – Vol. 9. – P. 1383297. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2024.1383297
 - Galliott N., Graham L. J. School based experiences as contributors to career decision-making: findings from a cross-sectional survey of high-school students // Australian Educational Researcher – 2015. – Vol. 42 (2). – P. 79–199. DOI: https://doi.org/10.1007/s13384-015-0175-2
 - Buru T. H., Buta E., Bucur G., Cantor M. Children – plant interaction using therapeutic horticulture intervention in a Romanian school // Acta Universitatis Sapientiae, Agriculture and Environment. – 2019. – Vol. 11 (1). – P. 130‒138. – DOI: https://doi.org/10.2478/ausae2019-0012
 - Кирьякова А. В., Сарже А. В., Эхов С. Ф. Ценностное отношение школьников к труду как проявление деятельностного патриотизма: проблемы и пути решения // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2025. – № 1. – С. 13–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80584121
 - Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Зырянова А. В., Алехина Н. В., Грибачева Н. В., Цилицкий В. С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. – 2022. – № 3. – С. 7–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762157 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01
 - Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. – 2015. – Vol. 18 (9). – P. 1022–1038. DOI: https://doi.org/10.1080/1369118X.2015.1007074
 
10. Acosta P., Muller N. The Role of Cognitive and Socio-Emotional Skills in Labor Markets // Institute for the Study of Labor World. – 2018. – P. 453. DOI: https://doi.org/10.15185/izawol.453
11. Kaushik M., Sharma S. Development of Soft Skills for a Successful Career and Advance Education // International Journal For Multidisciplinary Research. – 2023. – Vol. 5 (6). – P. 1–7. DOI: https://doi.org/10.36948/ijfmr.2023.v05i06.8670
12. Strauser D. R., Lustig D. C., Ciftçi A. Psychological Well-being: Its Relation to Work Personality, Vocational Identity, and Career Thoughts // The Journal of Psychology. – 2008. – Vol. 142 (1). – P. 21–35. DOI: https://doi.org/10.3200/JRLP.142.1.21-36
13. Магун В. С. Эволюция базовых ценностей российского населения, 2006-2021 годы // Социологические исследования. – 2023. – № 12. – С. 44–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59672943 DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250029336-2
14. Казначеева Н. Н., Метлик И. В., Шестакова О. А. Модель формирования ценностных ориентаций детей в образовательных организациях: подходы к проектированию // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т. 14, № 3. – С. 97–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49593817 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140306
15. Borzova T. V., Mosunova L. A. The conditions for fostering meaningful understanding of information in learning // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10 (1). – P. 7–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42525583 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2001.01
16. Ахаян А. А., Кирьякова А. В., Бочкарева И. А., Зубарева О. И., Коваль С. А. Идеи герценовской научной школы профессора Т. К. Ахаян в системе подготовки студентов педагогического вуза // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2021. – № 202. – С. 52–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47497914 DOI: http://dx.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-52-61
17. Буравлева Н. А., Богомаз С. А., Каракулова О. В. Профессиональные ориентации современных старшеклассников: оценка взаимосвязи между личностными свойствами и базисными ценностями // Science for Education Today. – 2024. – № 6. – С. 62–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=78001290 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2406.03
18. Милькевич О. А. Особенности трудового воспитания обучающихся в современных социальной и образовательной средах // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 5. – С. 7–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=74497649 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2405.01
19. Телюбаева А. Ж. Исследование результативности программ профессионального обучения школьников: образовательные, карьерные и миграционные стратегии // Science for Education Today. – 2023. – № 1. – С. 108–133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50355421 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.06
20. Лыкова И. А., Майер А. А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор // Science for Education Today. – 2022. – № 5. – С. 200–224. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49623135 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2205.11
21. Каксин А. Д. Когнитивные аспекты реконструкции образа человека труда (по данным хантыйского языка) // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 182–196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256961 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.11
22. Нелюбова Н. Ю., Ломакина О. В., Мирзаева С. В. Труд в парадигме ценностей европейских и азиатских народов: на материале паремий русского, французского и калмыцкого языков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2023. – Т. 14, № 3. – С. 595–615. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-595-615










