Формирование семейных ценностей у обучающихся: систематизация средств, применяемых в практике работы педагогов образовательных организаций
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема выявления и систематизации средств, позволяющих сформировать ценностное отношение обучающихся к семье и браку, готовность к будущей родительской роли. Цель исследования – выявление и систематизация средств формирования ценностного отношения обучающихся к семье и браку, готовности к будущей родительской роли, применяемых в практике работы педагогов образовательных организаций и способствующих формированию ценностных семейных установок у обучающихся образовательных организаций.
Методология. Основой исследования является аксиологический подход. Целесообразность выбора данного подхода как ведущего (в совокупности с антропологическим, социокультурным и системным) заключается в том, что он позволяет выявить обусловленность средств просемейного воспитания конституционными ценностными основаниями и целевой установкой воспитательной деятельности.
Результаты. Предложена систематизация средств формирования ценностного отношения обучающихся к семье и браку, готовности к будущей родительской роли по основаниям: 1) по осваиваемым в образовательном процессе предметным областям; 2) по направлениям деятельности педагогов в образовательных организациях (модули в содержательном разделе федеральной рабочей программы воспитания); 3) по ресурсам поддержки воспитания обучающихся в социокультурном окружении, в социальной среде. Представлено авторское определение понятия «просоциальное воспитание».
Заключение. На основе полученных результатов представлена систематизация средств формирования ценностного отношения обучающихся к семье и браку, готовности к будущей родительской роли и выявлено, что выбор педагогических средств является целесообразным, если он соотносится с целью воспитательной деятельности, а эффективность применения средств формирования ценностного отношения обучающихся к семье и браку, готовности к будущей родительской роли в значительной мере зависит от степени их системности, комплексности, целостности.
воспитание, обучающиеся, семья, традиционные семейные ценности, ответственное родительство, средства воспитания, формы воспитания, методы воспитания
- Безенкова Т. А., Олейник Е. В., Мананникова А. В., Муталова Д. А. К вопросу о необходимости формирования семейных ценностей у подростков // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 6. – С. 123–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43128249&ysclid=mdc2hq4pw2916956436
 - Гафиатулина Н. Х., Артамонова Я. В., Васильева А. А. Социокультурный аспект изучения жизненного мира молодой семьи: ценностные ориентации // Научный альманах стран Причерноморья. – 2023. – № 3. – С. 22–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54647162 DOI: https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-3-22-29
 - Гукаленко О. В., Фроленкова И. Ю. Семья и семейные ценности: союз школы, семьи, государства и общества // Известия Российской академии образования. – 2024. – № 4. – С. 144–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80553002
 - Майер А. А., Яковлева Э. Н., Зеленкова Т. В. Проектирование универсальной модели родительского просвещения в условиях дошкольного образования // Высшее образование сегодня. – 2024. – № 4. – С. 10–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=69206607 DOI: https://doi.org/10.18137/RNU.HET.24.04.P.010
 - Мехришвили Л. Л., Ткачева Н. А., Юдашкин В. А. Формирование и трансляция традиционных ценностей в современной многопоколенной семье // ДЕМИС. Демографические исследования. – 2024. – Т. 4, № 3. – С. 6–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=71966268 DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2024.4.3.1
 - Милькевич О. А. Родительство как семейно-родовая ответственность: пути формирования // Педагогика. – 2024. – Т. 88, № 9. – С. 45–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=73529615
 - Пономарев П. А., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Семья в системе духовно-нравственных ценностей населения в трансформирующемся российском обществе // Вестник Южно-Российского ГТУ (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2024. – Т. 17, № 3. – С. 53–63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68505175 DOI: https://doi.org/10.17213/2075-2067-2024-3-53-63
 - Ростовская Т. К., Калачикова О. Н. Ценность первого зарегистрированного брака как детерминанта благополучной молодой семьи: социологический анализ // Logos et Praxis. – 2022. – Т. 21, № 1. – С. 54–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49318740 DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.1.6
 - Теплякова Н. В., Ленькова Т. А., Михаленко Т. Н., Соловьева М. С., Артеменков А. А. Формирование в молодежной среде ценностей материнства, отцовства, ответственного родительства для сохранения репродуктивного здоровья // Пермский медицинский журнал. – 2023. – Т. 40, № 4. – С. 111–119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54178292
 
10. Устинова О. В. Сожительство как альтернатива зарегистрированным бракам в современной России: тенденции и факторы // Социология. – 2020. – № 5. – С. 222–231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44205955
11. Чевтаева А. В., Тетерина Е. А. Связь стилей семейного воспитания с типологией поведения ребёнка // Вестник экспериментального образования. – 2021. – № 3. – С. 33–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46540261
12. Alrefaie S. The Values of Responsibility in the parental relationship: Concept and Rooting: from Quran and Sunnah // International Journal of Religion. – 2024. – Vol. 5 (9). – P. 856–864. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68048187 DOI: https://doi.org/10.61707/4vfg2b54
13. Cohen-Almagor R. Bullying, Cyberbullying, and Parental Responsibility // International Journal of Smart Security Technologies. – 2021. – Vol. 8, No. 2. – P. 1-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=72411227 DOI: https://doi.org/10.4018/ijsst.2021070101
14. Endrika, Sujarwo, Achmad S. S. Relationship between Socio-Economic Status, Interpersonal Communication, and School Climate with Parental Involvement in Early Childhood Education // JPUD – Jurnal Pendidikan Usia Dini. – 2020. – Vol. 14 (2). – P. 361–378. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75455459 DOI: https://doi.org/10.21009/jpud.142.14
15. Hughes R. Jr., Young E., Baymon B. What’s Missing in Introductory Family Science Textbooks? Where is the Theory, Methods, and Application? // Family Science Review. – 2024. – Vol. 28 (1). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=66768580 DOI: https://doi.org/10.26536/avwx9000
16. Keshtgar A., Hania M., Sharif M. O. Consent and Parental responsibility –Past, present and future // British Dental Journal. – 2022. – Vol. 232 (2). – P. 115–119. URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/10124565/3/Sharif_PR%20Consent%20paper%20all%20in%20one%20word%2097-2003.pdf DOI: https://doi.org/10.1038/s41415-022-3877-7
17. Kuppens S., Ceulemans E. Parenting Styles: A Closer Look at a Well-Known Concept // Journal of Child and Family Studies. – 2019. – Vol. 28 (1). – P. 168–181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53436665 DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-018-1242-x
18. Linlin Zh. Research on Family Education in the New Era – Family Education for Going Back to the Lifeworld // Journal of Sociology and Ethnology. – 2023. – Vol. 5 (11). – P. 79–83. URL: https://clausiuspress.com/article/10287.html DOI: http://dx.doi.org/10.23977/jsoce.2023.051111
19. Moormann E. From parental responsibility towards mutual understanding: reimagining the employment of epigenetic knowledge // Epigenetics Communications. – 2024. – Vol. 4 (1). – P. 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=68094601 DOI: https://doi.org/10.1186/s43682-024-00026-8
20. Nomaguchi K., Milkie M. A. Parenthood and Well-Being: A Decade in Review // Journal of Marriage and Family. – 2020. – Vol. 82 (1). – P. 198–223. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=78901845 DOI: https://doi.org/10.1111/jomf.12646
21. O'reilly Treter M., Rhoades G. K., Scott Sh. B., Markman H. J., Stanley S. M. Having a Baby: Impact on Married and Cohabiting Parents’ Relationships // Family Process. – 2021. – Vol. 60 (2). – P. 477–492. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=78122992 DOI: https://doi.org/10.1111/famp.12567
22. Przygoda W. Volunteering as an instrument for preparing young people for Christian marriage and family life // Religions. – 2023. – Vol. 14 (9). – P. 1150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63013627 DOI: https://doi.org/10.3390/rel14091150
23. Siddaiah A., Ashraf M. B. Attitude Towards Marriage and Perceived Parenting Style among College-Going Students // Social Psychology and Society. – 2024. – Vol. 15 (3). – P. 60–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75103985 DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150304
24. Suletbaeva E. S. Foreign experience of preparing young people for family life // Eurasian journal of social sciences, philosophy and culture. – 2024. – Vol. 4, Issue 6, Part 2. – P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.12531450
25. Wilk S. The Role of Family Policy in Solving Demographic Problems: Study of the Polish Program Family 500+ // European Journal of Sustainable Development. – 2020. – Vol. 9 (4). – P. 84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75765554 DOI: https://doi.org/10.14207/ejsd.2020.v9n4p84










