Анализ тенденций реализации вариативных траекторий сопровождения профессионализации лиц с инвалидностью в вузе
Проблема и цель. Трансформация высшего образования в инклюзивном контексте определяет необходимость оценки достигнутых вузами результатов и анализа существующих тенденций в реализации мер по сопровождению профессионализации лиц с инвалидностью в вузе.
Цель исследования – изучение состояния в вузах переменных характеристик инклюзивной образовательной организации (инклюзивной политики, инклюзивной практики, инклюзивной культуры) и оценка вариативных траекторий организационно-методического сопровождения профессионализации студентов с инвалидностью на примере вузов 8 субъектов Северо-Западного федерального округа (вузы партнерской сети Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Череповецкого государственного университета).
Методология. В качестве основных инструментов диагностики вариативных траекторий организационно-методического сопровождения инклюзивного образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья были применены мониторинговые подходы Министерства науки и высшего образования РФ в деятельности образовательных организаций высшего образования. Для анализа данных применялись методы математической статистики: описательная статистика (среднее, медиана, стандартное отклонение, минимум, максимум); факторный анализ (PCA) и процентные показатели для выражения доли в генеральной совокупности выборки.
Исследование проводилось на базе Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Череповецкого государственного университета в период с 2022 по 2025 гг. с  использованием данных 28 вузов-партнеров сети Ресурсного учебно-методического центра.
Результаты. Авторы проанализировали данные о состоянии инклюзивного контекста характеристик вузов и описали существующие вариативные уровни организационно-методического сопровождения студентов с инвалидностью. В статье описана неоднородность динамики реализации инклюзивной политики, инклюзивной практики, инклюзивной культуры в организационно-методическом сопровождении студентов с ограниченными возможностями здоровья, доказана необходимость системного подхода и индивидуализации поддержки инклюзии на этапе освоения профессиональных компетенций выбранного направления подготовки, учитывающих нозологические особенности этой категории. На основе анализа данных о реализации вариативных траекторий организационно-методического сопровождения профессионализации лиц с инвалидностью в вузах территории партнерской сети Ресурсного учебно-методического центра определена тенденция к количественному росту и качественному преобразованию показателей вариативных траекторий: устойчивость, направленность на результат, персонализацию, что свидетельствует о прохождении вузами стадии энергичного старта и рационального упорядочения, закрепления наиболее эффективных механизмов.
Исследование показало, что за последние годы вузы претерпели системную трансформацию в сторону реальной поддержки профессионального становления лиц с инвалидностью: инклюзивная политика и инклюзивная практика прошли стадии энергичного старта и рационального упорядочения, закрепив наиболее эффективные механизмы. Однако показатели инклюзивной культуры демонстрируют точки перспективного роста и доказывают необходимость реализации в вузах единых подходов и целостного комплекса мер сопровождения и поддержки вариативных траекторий профессионального становления лиц с инвалидностью.
Заключение. Вариативные траектории профессионального сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья предполагают реализацию единого целостного комплекса мер, опирающегося на разработку научно-методического обеспечения и системный анализ динамики реализации данных компонентов в вузе (инклюзивной политики, инклюзивной практики, инклюзивной культуры). Это свидетельствует о переходе вузов к новой фазе зрелости, где важны не только доступность, но и эффект от полученного образования, что говорит о системной трансформации вузов в сторону реальной поддержки, а не формального выполнения нормативов.
инклюзивное высшее образование; студенты с инвалидностью; инклюзивная политика; инклюзивная практика; инклюзивная культура; сопровождение профессионализации инвалидов; компоненты инклюзивности.
- Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 2. – С. 239–252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46343959 DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100213
 - Абкович А. Я. К вопросу об оценке сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 37–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46235290
 - Морозова Е. В., Бонкало Т. И., Бонкало С. В., Шмелева С. В. Особенности реабилитационной активности больных ведущих инвалидизирующих патологий // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2020. – Т. 28, № 52. – С. 1101–1107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44237828 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1101-1107
 - Dube T., Ncube S. B., Mapuvire C. C., Ndlovu S., Ncube C., Mlotshwa S. Interventions to reduce the exclusion of children with disabilities from education: A Zimbabwean perspective from the field // Cogent Social Sciences. – 2021. – Vol. 7 (1). – Р. 19. DOI: https://doi.org/10.1080/23311886.2021.1913848
 - Лизунова Г. Ю., Таскина И. А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в вузе // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2. – С. 53–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42918648 DOI: https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-53-58
 - Manungo R., Dohwe T. Listening to Students: The experiences of disabled students of learning in a selected University in Zimbabwe // Journal of Research Innovation and Implication in Education. – 2023. – Vol. 7 (2). – Р. 188–198. DOI: https://doi.org/10.59765/szar3410
 - Денисова О. А., Леханова О. Л., Кудака М. А., Гудина Т. В. Специфика психолого-педагогического и клинико-психологического сопровождения лиц с инвалидностью, поступающих в вуз: оценка существующих вариантов запросов // Science for education today. – 2024. – № 6. – С. 202–229. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=78001297 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2406.09
 - Леханова О. Л., Денисова О. А. Технология проектирования индивидуальной образовательной траектории для студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29, № 4. – С. 31–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69197313 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290403
 - Шкерина Т. А., Мышковская А. И. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). – 2022. – № 3. – С. 29–39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49608949
 
10. Арзамасцева Н. Г., Константинова В. В. Индивидуальный образовательный маршрут как форма организации педагогической поддержки студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. – 2022. – Т. 16, № 3. – С. 305–311. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49482139 DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-305-311
11. Сорокин Н. Ю., Луковенко Т. Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. – 2018 – Т. 23, № 2. – С. 68–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34884928 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230208
12. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 3. – С. 156–182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45272900 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-156-182
13. Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т.11, № 3. – С. 128–142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40805422 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110311
14. Денисова О. А., Леханова О.Л., Гудина Т. В. Инклюзивная культура как показатель готовности специалистов вузов к сопровождению инклюзивного высшего образования // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28, № 6. – С. 82–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=56445717 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280608
15. Mensah M. A. Attitudes Constraining the Inclusion of People with Disabilities in a Ghanaian Public University: Student and Staff Perspective // European Scientific Journal. – 2022. – Vol. 18 (22). – Р. 85–103. DOI: https://doi.org/10.19044/esj.2022.v18n22p85
16. Alhaznawi A. A., Alanazi A. S. Higher education faculty staff members’ attitudes toward students’ inclusion with high incidence disabilities in Saudi Arabia // World Journal of Education. – 2021. – Vol. 11 (1). – Р. 51–61. DOI: https://doi.org/10.5430/wje.v11n1p51
17. Alnahdi G. Are we ready for inclusion? Teachers’ perceived self-efficacy for inclusive education in Saudi Arabia // International Journal of Disability, Development and Education. – 2020. – Vol. 67 (2). – Р. 182–193. DOI: https://doi.org/10.1080/1034912X.2019.1634795
18. Гарафутдинова Н. Я., Лукаш А. В., Корешева С. Г. Механизмы взаимодействия кадровых подразделений организаций различных форм собственности с учебными заведениями по формированию индивидуальной карьерной траектории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2022. – № 2. – С. 35–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48335719
19. Саитгалиева Г. Г. Организационные условия обучения студентов с инвалидностью в педагогических вузах // Вестник практической психологии образования. – 2023. – Т. 20, № 1. – C. 129–145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52753154 DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200113
20. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Учет особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях образовательной вертикали // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2021. – № 199. – С. 17–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44874490 DOI: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-17-26
21. Осьмук Л. А., Дегтярева В. В., Жданова И. В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта работы Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 1. – С. 140–149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29159768 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220116
22. Shaw А. Inclusion of disabled Higher Education students: why are we not there yet? International Journal of Inclusive Education Taylor & Francis // International Journal of Inclusive Education. – 2021. – Vol. 28 (6). – Р. 820–838. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2021.1968514
23. Chauraya E., Maruzani N. Mainstreaming a Disability Inclusive University Environment: Lessons Gleaned from a Zimbabwe Case // International Journal of Developing Country Studies. – 2025. – Vol. 7 (1). – Р. 53–70. DOI: https://doi.org/10.47941/ijdcs.2588










