Реализация компетентностного подхода в методической подготовке студентов-географов педагогического университета
В статье дано теоретическое обоснование методологии и методики проектирования методической компетентности студентов педагогического университета применительно к географическому образованию. Раскрываются теоретические особенности компетентностного подхода в подготовке учителя географии: сущность понятия «методическая компетентность», этапы и условия процесса формирования методической компетентности студентов-географов в условиях двухуровневого обучения.
Представлены авторские материалы, отражающие методику проектирования компетентностно-ориентированной образовательной программы курса «Технология развития критического мышления» для студентов-географов. Приведены теоретические рекомендации по оценке компетенций выпускника в процессе итоговой государственной аттестации.
Представленный в статье позитивный опыт изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания: география» на основе компетентностного подхода может быть полезен преподавателям педуниверситета в процессе совершенствования образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
компетентностный подход, методическая компетентность, технологии подготовки учителя географии, оценка профессиональной компетентности выпускника педагогического университета.
1. Беловолова Е. А. Современные педагогические технологии в подготовке профессионально компетентного будущего учителя географии // Современные педагогические технологии в подготовке учителя географии: сб. материалов заседания комиссии по географии учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров
(2–4 февраля 2012 г.). – Н. Новгород: Изд. НГПУ, 2012. – С. 94–97.
2. Верещагина Н. О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования: методология, теория, перспективы: монография. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 187 с.
3. Вегнер Е. Г. Методологическая компетентность учителя географии: учебно-метод. пособ. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. – 118 с.
4. Душина И. В., Таможняя Е. А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования // География в школе. – 2010. № 3. – С. 34–38.
5. Исследование процесса становления профессиональной компетентности будущих педагогов: коллективная монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. – СПб: Лема, 2011.
6. Нечепуренко Г. Я. Компетентностный подход в подготовке учителя географии в условиях двухуровневого обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 77–81.
7. Нечепуренко Г. Я. Оценка сформированности методической компетентности студентов-географов в условиях двухуровневого обучения // Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г. Новосибирск, 1–25 апреля 2013 г.). – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – С. 232–251.
8. Николина В. В. Современные педагогические технологии как фактор реализации компетентностной модели подготовки учителя географии // Современные педагогические технологии в подготовке учителя географии: сб. материалов заседания комиссии по географии учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров (2–4 февраля 2012 г.). – Н. Новгород: Изд. НГПУ, 2012. – С. 8–22.
9. Подготовка учителя в структуре уровневого образования: коллективная монография / отв. ред. В. Л. Матросов. – М.: МПГУ, 2011.
10. Поздняк С. Н. Проблемы совершенствования методической подготовки учителя географии в контексте требований ФГОС нового поколения // География в школе. – 2012. – № 2. –
С. 37–42.
11. Практикум по методике обучения географии: учеб. пособие для вузов / Сост. В. Д. Сухоруков, Д. П. Финаров, Н. О. Верещагина, Т. В. Вилейто. – М.: Академия, 2010. – 144 с.
12. Соломин В. П. Приоритетные направления географического образования в новой школе // География и экология в школе XXI века. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
13. Стрельникова Т. Д. Возможности интерактивных технологий на уроках географии // География в школе. – 2013. – № 8. – С. 45–52.
14. Суслов В. Г., Нечепуренко Г. Я. Теория и методика обучения географии в дифференцированной школе: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 182 с.
15. Таможняя Е. А. Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М.: Изд. МПГУ, 2010. – 46 с.