Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения
В данной статье рассматривается дистанционное обучение как инновационная технология реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Цель статьи – выявить преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционным и охарактеризовать причины недостаточного применения его в практической деятельности. В статье раскрываются основные черты технологии дистанционного обучения и причины медленного внедрения в образовательный процесс России, что связано с несовершенством нормативно-правовой базы, недофинансированием, недостаточной подготовкой преподавателей дистанционного обучения, с отсутствием защиты авторских прав и идентификации обучающихся. С целью ликвидации вскрытых противоречий рассматриваются наиболее актуальные формы (эвристические олимпиады, проекты креативного типа, дистанционные курсы, научные исследования), методы (взаимное обучение, индивидуализированное преподавание и учение, изложение материала без активного и с активным участием обучающихся, проблемный и исследовательский проекты) и средства (книги, аудио и учебно-информационные материалы, лабораторные практикумы, дидактические материалы), столь необходимые для практического применения в учебном процессе технологии дистанционного обучения. В заключение делаются выводы, предлагающие решение успешного выхода из обозначенной проблемы, и рекомендации по внедрению технологии дистанционного обучения в практику образовательного учреждения.
дистанционное обучение, методы, формы, средства дистанционного обучения, условия реализации технологии дистанционного обучения
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/003823/ book_3.pdf (дата обращения: 18.03.2013).
2. Букатов Н., Каланда Е., Лысенко С., Пушкарёв Ю.В. Интеграция образовательных систем и проблема формирования личности в системе высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1. – С. 43–49.
3. Вержбицкий К. Г. Дистанционное образование в России за рубежом: информационно-аналитический аспект. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. – 78 с.
4. Волков И. П. Педагогический поиск перспективы. – М.: Педагогика, 2005. – 67с.
5. Господарик Ю. П. Дистанционное обучение и средняя школа [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/00/5_00/go.html (дата обращения: 20.03.2013).
6. Кулюткин Ю. К. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1999. – 203 с.
7. Крашенинников В. В. Инновационные аспекты технологического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 6. – С. 30–38.
8. Латуха О. А. Оценка инновационной деятельности интегрированных структур: теоретико-методологические аспекты // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 58–67.
9. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Роль высших учебных заведений в создании инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 66–72.
10. Лепин П. В., Герасёв А. Д., Барахтенова Л. А. Инновации в педагогике. Аспект регионального качества. Индикативные технологии оценки // Философия образования. – 2008. – № 1. – C. 217.
11. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1998. – 104 с.
12. Полат Е. С. Определение эффективности дистанционной формы обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/voprosef.htm (дата обращения: 04.03.2013).
13. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Дистанционное обучение; под ред. Е. С. Полат. 3-е изд, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 192 с.
14. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие / под общ. ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
15. Попова Н. Е., Лобут А. А. Теория и методика обучения экономике: учеб. пособие для студентов вузов. – Екатеринбург, 2008. – 297 с.
16. Смолеусова Т. В. Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 6. – С. 5–10.