Системная онтопедагогика: психологическое и психофизиологическое обоснование
В статье рассматривается проблема трансформации идей онтопсихологической педагогической доктрины, происходящей в результате перехода психологии к освоению постнеклассических методологических установок. Показано, что онтопедагогика А. Менегетти и фасилитативная педагогика К. Роджерса возникли в результате переноса в психологию представлений, полученных в процессе «человекоцентрированной» психотерапевтической практики, поэтому онтопедагогика неклассического периода основывалась на знаниях, полученных интуитивным путем. Выявлена характерная для отечественной психологии тенденция поиска связи свободного поведения человека с организацией его многомерного жизненного пространства. Системная онтопедагогика является результатом переноса в сферу педагогики идей системной антропологической психологии, которая рассматривается автором как современное научное направление постнеклассического уровня. В основе системной онтопедагогики лежат представления об уровнях, этапах и закономерностях процесса образования «человеческого в человеке», которые подтверждаются современными психофизиологическими исследованиями
онтопедагогика, фасилитативная педагогика, витальная онтология, человекообразование, системная онтопедагогика, постнеклассическая парадигма
1. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. – Пермь : Хортон Лимитед, 1993 . – 76 с.
2. Менегетти А. Система и личность. – М.: «Серебряные нити», 1996. – 128 с.
3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М. : Прогрес, 1994.
4. Rogers С. Freedom to learn for the 80's. Columbus – Toronto – London – Sydney: Ch. E. Merrill Publ. Company, A Bell & Howell Company, 1983. – 312 p.
5. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. – Пермь : Хортон лимитед, 1995. – 470 с.
6. Роджерс К. Р. Человекоцентрированный/клиентоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 48–58.
7. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
8. Ромашина С. Я., Майер А. А. Фасилитативная педагогика в высшем образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – С. 45–49.
9. Клочко В. Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2. – № 1. – С. 5–19.
10. Клочко В. Е. Эволюция психологического мышления: этапы развития и закономерности усложнения // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 40. – С. 136–151.
11. Рубинштейн С. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 101–107.
12. Узнадзе Д. Н. Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. –224 с.
13. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.,1966. – 452 с.
14. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. – С. 118–125.
15. Зинченко В. П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. – № 2. – С. 118–133.
16. Попов А. А. «Конструирование будущего». Социальное позиционирование онтопедагогики в России [электронный ресурс]. – URL: http://www.circleplus.ru/content/summa/31 (дата обращения: 11.09.2014)
17. Galazhinsky E. V., Klochko V. Y. System anthropological psychology: methodological foundations // Psychology in Russia: State of the Art. – 2012. – Vol. 5. – P. 81–98.
18. Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. – 1998. – № 8–9. – С. 7.
19. Клочко В. Е. Проблема сознания в психологии: постнеклассический ракурс // Вестник МГУ. (Серия 14. Психология). – 2013. – № 4. – С. 20–35.
20. Клочко В. Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. – 1996. – № 2. – С. 10–13.
21. Клочко В. Е. Онтопедагогика: Психологические основы и гуманитарный потенциал // Проблемы целеполагания в психологических и педагогических исследованиях: материалы II Забайкальской межрегиональной Школы молодых ученых. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. – С. 3–14.
22 Клочко В. Е. Внутренние тенденции развития образования и онтопедагогика // Управление профессиональным развитием в системе повышения квалификации. – Томск, 2002. – С. 53.
23. Paulesu E., Mehler J. Right on in sign language // Nature. – 1998. – 392. – P. 233–234.
24. Традиционные представления о восприятии языка неверны [электронный ресурс]. – URL: http://www.gazeta.ru/science/biologiya/ (дата обращения: 11.09.2014)
25. Shtyrov Y., Butorina А., Nikolaeva А., Stroganova Т. Automatic ultrarapid activation and inhibition of cortical motor systems in spoken word comprehension [электронный ресурс]. – URL: http://www.pnas.org/content/111/18/E1918 (дата обращения: 11.09.2014)
26. Клочко В. Е. От слова к мысли: становление сознания в онтогенезе и этапы когнитивного развития // Мир психологии. – 2014. – № 2. – С. 134–148.
27. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – 487 с.
28. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2005. – 174 c.