Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и противоречия
В статье рассматривается проблема использования мультимедийных средств обучения как эффективного источника пополнения и передачи знаний. Особое внимание уделено положительным аспектам использования мультимедийных средств обучения: совершенствование методов и технологий, изменение традиционных форм обучения и организация новых, повышение эффективности обучения, формирование мотивов учащихся самообучения, саморазвития, оперативный контроль и анализ полученных результатов, увеличение объема информации за определенный промежуток времени. Рассматриваются отрицательные аспекты использования мультимедийных средств обучения: сворачивание социальных контактов, сокращение взаимодействия и общения, формирование индивидуализма, затруднение перехода от знаковой формы к системе практических действий.
Даются методические рекомендации к урокам с использованием мультимедийных средств обучения, чтобы в полном объеме реализовать ФГОС СОО. Проанализированы проблемы, связанные с внедрением мультимедийных средств обучения в учебный процесс: поиск информации в телекоммуникационных сетях, подготовка учителя к работе с мультимедийными средствами, изменение роли учителя в учебном процессе, соблюдение учителем дидактических требований к учебному процессу с использованием мультимедийных средств обучения и умения ими пользоваться, публикация специализированных изданий для учителей, отсутствие нормативно-правовой базы ведения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения.
В статье раскрыты противоречия между ФГОС СОО и законом «Об образовании в РФ» при использовании мультимедийных средств обучения, и предложены авторские изменения и дополнения в закон «Об образовании в РФ» по разрешению этих противоречий.
мультимедийные средства обучения, их преимущества и недостатки, методические подходы к их использованию, противоречия между ФГОС СОО и законом «Об образовании в РФ» при использовании мультимедийных средств обучения
1. Алексеев В. Д., Давыдов Н. А. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. – М.: ВПА, 1988. – 143 с.
2. Андреев А. А., Барабанщиков А. В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика. – 1995. – № 2. – С. 75–78.
3. Апостол Н. А. Состояние и проблемы использования компьютерных средств в системе вузовского образования // Материалы Международной научно-практической конференции. Мгврк, 20–21 марта 2003 г. Секция 1. – Мн.: МГВРК. 2003. – С. 40–45.
4. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании – технология будущего // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: материалы. Третьей Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 1995. – С. 101–103.
5. Егорова Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2000. – 32 с.
6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
7. Клемешова Н. В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: автореф. дисс. канд. пед. наук – Калининград, 1999. – 38 с.
8. Кривошеев А. О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии. – 1996. – № 2. – С. 14–17.
9. Молянинова О. Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): монография. – Красноярск: Изд-во КрасГУ. 2002. – 300 с.
10. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информации. монография. – М.: Издательский сервис, 2005. – 320 с.
11. Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса // Начальная школа. – 2000. – № 17. – С. 71–73.
12. Попова Н. Е., Бородулина О. М. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе // Профессиональное образование: модернизационные аспекты: коллективная монография / под науч. редакцией О. П. Чигишевой. – Т 4. – Ростов-на-Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204–229.
13. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа – Прессе, 1994. – 205 с.
14. Савченко Е. М. Использование компьютера на уроках математики // Начальная школа. – 2006. – № 5. – С. 56–57.
15. Шлыкова О. В. Культурный феномен мультимедиа и его возможности для учебного курса в гуманитарном вузе // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. – М., 2003. – C. 144–152.