Исследование в методической подготовке как условие самоактуализации будущего педагога
В статье рассматривается самоактуализация как основание в построении будущем педагогом смысла и цели собственной профессиональной деятельности, дается обоснование вовлечению студентов в образовательную деятельность в процессе методической подготовки. Целью статьи является обоснование необходимости организации исследования в методической подготовке, которое позволяет студентам актуализировать собственную позицию, свое видение и выбор необходимых средств в построении смысла и цели методической деятельности. Описывается значимость создания условий в методической подготовке, позволяющих студентам овладевать в качестве предмета педагогической деятельности – организацию совместной образовательной деятельности. Раскрыто влияние образовательных ситуаций в появлении у студентов инициатив в открытии и присвоении способов организации методической деятельности, где оформляется их субъектная позиция, формируется ответственность за свое образование.
Методическая подготовка, методическая деятельность, самоактуализация, субъект, субъектная позиция, исследование, образовательная ситуация, образовательный результат
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований: методологический анализ. Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1992. – С. 16–200.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.
- Слободчиков В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 16–23.
- Слободчиков В. И. Антропология образования: её возможность и действительность // Психология обучения. – 2007. – № 1. – С. 4–10.
- Прозументова Г. Н. Открытое образовательное пространство и управление профессиональным развитием: процессы субъективации: монографический сборник / под ред. Г. Н. Прозументовой, А. О. Зоткина. – Томск: ЦПКЖК, 2002. – С. 31–40.
- Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. – Томск, 1994. – 41 с.
- Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
- Сериков В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. – 2010. – № 5. – С. 29–37.
- Прозументова Г. Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству. – Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций: кол. монография / под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та, 2005. – С. 15–138.
- Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 311 с.
- Классический университет – инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2008. – 262 с.
- Никитина Л. А. Образовательная программа становления исследовательской компетентности в методической подготовке педагога // Мир науки, культуры и образования. – 2009. – № 3. – С. 264–269.
- Никитина Л. А. Образовательные ситуации в методической подготовке как средство становления исследовательской компетентности педагога // Образование и наука. Известия Уральского отделения академии образования. – 2010. – № 5. – С. 15–24.
- Пищулин Н. П., Огородников Ю. А. Философия образования. – М.: Центр инноваций в педагогике МГПУ, 1999. – 234 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.