Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 3, С. 18–29
УДК: 
378.4

Интерпретации различных аспектов образования в Великобритании

Сергеева О. Н. 1 (Москва, Россия), Андриенко Е. В. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Московская международная академия
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье раскрываются интерпретации различных аспектов образования с учетом терминологических особенностей и трактовок наиболее употребительных понятий, используемых для характеристики образования в Великобритании: education, learning, training, adult и др. Education – термин, используемый для обозначения формального образовательного процесса, соотносится с отечественным понятием «образование». Learning – процесс качественных изменений, которые происходят с человеком в результате преднамеренного усвоения новых знаний и приобретения соответствующих навыков, соотносится с понятием «учение» в русском языке или «научение» в психологии. Training используется в ситуациях, когда речь идет о краткосрочных интенсивных курсах, например, повышения квалификации, в русском – тренинг. Большинство понятий рассматривается в контексте образования взрослых (студентов университетов и т. д.), поэтому представлена трактовка понятия «взрослый» в соотношении с понятием «зрелый».
«Учение на протяжении всей жизни» (Lifelong Learning, LLL) является сегодня одним из базовых понятий и основным направлением развития образования в Великобритании. Впервые термин использовался для образовательной сферы в 1972 г., когда ЮНЕСКО опубликовала отчет «Faure report». Его влияние на развитие общества описано с позиции трех социологических моделей: функционализма, структурализма и социального взаимодействия. Согласно модели функционализма, у каждого есть определенная функция, которую он должен выполнять в обществе, и основная задача образования – подготовить человека к выполнению этой функции. Сторонники структурализма утверждают, что в обществе постоянно происходит перераспределение силы между разными его частями, а образование может выступать инструментом в этом процессе. Модель социального взаимодействия объясняет влияние индивида на образовательную систему.
Материал для данной статьи был собран в Британской библиотеке. Поддержка данного проекта осуществлена в рамках благотворительной деятельности на средства, предоставленные Фондом М. Прохорова.

Ключевые слова: 

учение на протяжении всей жизни, высшее образование, образование взрослых

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017597337&origin=...

Interpretation of various aspects of education in the UK

Библиографическая ссылка:
Сергеева О. Н., Андриенко Е. В. Интерпретации различных аспектов образования в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 18–29. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.02
Список литературы: 

1          Анисимова А. Г. Термины гуманитарных наук: проблема выбора эквивалента // Актуальные проблемы английского языкознания: сборник научных статей. – М.: Маркпресс, 2012. – С. 270–279.

2          Государев И. Б. К вопросу о терминологии электронного обучения // Человек и образование. – 2015. – № 1 (42). – С. 180–183.

3          Проданова Н. В. Терминологические проблемы в определении сущности нравственного воспитания в современной педагогике // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 3 – С. 45–46.

4          Широколобова А. Г. Перевод терминов с учетом их когнитивных особенностей // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2010. – № 1. – С. 108–111.

5          Языкова Е. В. Орфографическая вариантность термина E-learning в современном английском языке // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2011. – № 13. – С. 283–288.

6          O’Grady A. Lifelong Learning in the UK. An introductory guide for educational studies. – London; New York: Routledge, 2013. – 126 p.

7          Armitage A., Bryant R., Dunnill R. Teaching and Training in Post-compulsory Education. – 2nd edition. – Maidenhead: Open University Press, 2003. – 306 p.

8          Bourdieu P. The Forms of Capital / trans. R. Nice // Hasley A. H., Lauder H., Brown P., Wells A. S. Education: Culture, Economy and Society. – Oxford: Oxford University Press, 1997. – 427 p.

9          Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice / trans. R. Nice. – Cambridge: Cambridge University Press, 1977. – 376 p.

10      Coffield F. Breaking the Consensus: Lifelong Learning as Social Control // British Educational Research Journal. – 1999. – Vol. 25, Issue 4. – P. 479–499. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0141192990250405

11      Coffield F. Can the UK Become a Learning Society? The 4th Annual Education Lecture. – London: Royal Society of Arts, 1997. – 315 p.

12      Drucker P. F. A Functioning Society: Selections from Sixty-five Years of Writing on Community, Society and Policy. – New Brunswick, NL and London: Transaction Publishers, 2003. – 264 p.

13      Durkheim E. The Rules of Sociological Method. – London: Macmillan, 1982. – 265 p.

14      Faure E., Herrera F., Kaddoura A. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. – Paris: UNESCO, 1972. – 313 p.

15      Field J. Lifelong Education // International Journal of Lifelong Education. – 2001. – Vol. 20, Issue 1. – P. 3–15. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09638280010008291

16      Giddens A. Sociology. – 6th ed. – London: Polity Press, 2007. – 1023 p.

17      Jarvis P. Globalisation, Lifelong Learning and the Learning Society. – London: Routledge, 2007. – 256 p.

18      Jarvis P. Adult Learning in the Social Context. – London: Croom Helm, 1987. – 240 p.

19      Parsons T. Theories of Society: Foundations of Modern Sociological Theory. – New York: Free Press, 1961. – 1479 p.

20      Rogers A. Non-formal Education, Flexible Schooling or Participatory Education? – Hong Kong: Comparative Education Research Centre, University of Hong Kong, 2004. – 318 p.

21      Slowey M., Schuetze H. G. Global Perspectives on Higher Education and Lifelong Learners. – London; New York: Routledge, 2012. – 299 p.

22      Tissot P. Terminology of Vocational Training Policy. A multilingual glossary of key terms for an enlarged Europe. – Luxembourg: European Centre for the Development of Vocational Training, 2004. – 59 p.

23      Willis P. Learning to Labor: How Working Class Kids Get Working Class Jobs. – New York: Columbia University Press, 1977. – 226 p.

Дата публикации 29.06.2016