Гендерные особенности личностного потенциала студентов первого курса педагогического вуза
Проблема и цель. Уровень развития и реализации личностного потенциала студентов педагогических вузов является важным фактором их готовности к последующей профессиональной деятельности и формированию личности ребёнка. С этой целью изучены гендерные особенности личностных качеств студентов обоего пола 17–18 лет (50 девушек и 24 юношей) первого курса Куйбышевского филиала НГПУ. Методика. Эмпирическое изучение личностных качеств студентов, определяющих их личностный потенциал, выполнено с использованием следующих психологических тестов: «Самоорганизация деятельности», «Жизнестойкость», «Удовлетворенность жизнью», «Дифференциальная диагностика рефлексивности», «Качество жизни и удовлетворённость», «Якоря карьеры». Результаты. Показано, что средний уровень значений показателей по различным шкалам в обеих группах студентов колеблется от низкого до среднего в сравнении с нормативными значениями, установленными для крупных университетских городов. Выявлено наличие как сходных по уровню развития показателей личностных качеств в обеих группах (самоорганизация деятельности, жизнестойкость, индекс качества жизни, свобода), так и гендерные различия: у девушек статистически более высокие показатели по шкалам «Самокопание», «Фантазия», «Индекс рефлексивности», «Сфера общения» и «Служение», а у юношей достоверно выше показатели «Физическое здоровье», «Активность в свободное время» и «Предпринимательство». Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии гендерных личностных особенностей студентов, определяющих их потенциал, который зависит также от социокультурной среды проживания. Эти данные могут быть использованы для организации учебно-воспитательного процесса с учетом выявленных личностных характеристик.
личностный потенциал, гендерные особенности, социокультурная среда, рефлексивность, жизнестойкость, самоорганизация, качество и удовлетворенность жизнью, карьерные ориентации
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
Pedagogical universities first-year students: Gender peculiarities of the personal potential
- Nostro A. D., Müller V. I., Reid A. T., Eickhoff S. B. Correlations Between Personality and Brain Structure: A Crucial Role of Gender // Cereb Cortex. – 2016. – Vol. 7. – P. 1–15. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/cercor/bhw191
- Будакова А. В., Сметанова Ю. В., Богомаз С. А. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 338. – С. 156–159.
- Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. – 2010. – № 12. – С. 77–88.
- Герьянская Н. О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 29. – С. 86–89.
- Кузнецова Л. М., Кузнецов В. Д., Тимошенко К. Т. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза // Гигиена и санитария. – 2008. – № 3. – С. 59–63.
- Mullola S., Ravaja N., Lipsanen J., Alatupa S., Hintsanen M., Jokela M., Keltikangas-Järvinen L. Gender differences in teachers' perceptions of students' temperament, educational competence, and teachability // Br J Educ Psychol. – 2012. – Vol. 82 (Pt 2). – P. 185–206. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.2044-8279.2010.02017.x
- Богомаз С. А., Непомнящая В. А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновационной компоненты личности в юности и молодости // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С.78–82.
- Богомаз С. А., Каракулова О. В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно- и предпринимательски-ориентированных субъектов // Сибирский психологический журнал. – 2010. – № 37. – С. 48–51.
- Cabello R., Sorrel M. A., Fernández-Pinto I., Extremera N., Fernández-Berrocal P. Age and gender differences in ability emotional intelligence in adults: A cross-sectional study // Dev Psychol. – 2016. – Vol. 52 (9). – P. 1486–1492. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/dev0000191
- McLeod G. F., Horwood L. J., Fergusson D. M., Boden J. M. Life-stress and reactivity by gender in a longitudinal birth cohort at 30 and 35 years // Soc Psychiatry PsychiatrEpidemiol. – 2016. – Jun 15. – P. 10–19. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s00127-016-1254-z
- Reyes-Aguilar A., Barrios F. A. Preliminary Study of Sex Differences in Emotional Experience // Psychol Rep. – 2016. – Vol. 118 (2). – P. 337–352. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/ 0033294116633350
- Галай И. А., Айзман Р. И., Богомаз С. А. Гендерные особенности субъективной оценки значимости базисных ценностей и возможности их реализации у студентов первого курса педагогического ВУЗа // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 56. – С. 167–176.
- Matud M. P., Bethencourt J. M., Ibáñez I. Gender differences in psychological distress in Spain // Int J Soc Psychiatry. – 2015. – Vol. 61(6). – P. 560–568. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/ 0020764014564801
- Рассказова Е. И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология. – 2012. Т.9, № 4. – С. 81–90.
- Ma Z. W., Zeng W. N., Ye K. Y. Gender differences in Chinese adolescents' subjective well-being: the mediating role of self-efficacy // Psychol Rep. – 2015. – Vol. 116(1). – P. 311–321. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/17.07.PR0.116k15w2