Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста
Проблема и цель. В статье представлен обзор основных идей и результаты изучения проблемы взаимосвязи между социальной успешностью и эмоциональными переживаниями детей дошкольного возраста. Целью исследования стало выявление взаимосвязей между показателями социальной успешности и типами эмоциональных переживаний дошкольников.
Методология. Социальная успешность дошкольников диагностировалась с использованием методов направленности мотивации социального поведения (мотивационный показатель), выбора в действии (отношенческий показатель), наблюдение за типом поведения (поведенческий показатель). Для оценки эмоциональных переживаний детей применялись цветодиагностика эмоциональных состояний, тест диагностики тревожности, методика выявления страхов, метод регистрации проявлений агрессии. Оценка взаимосвязей между показателями социальной успешности и эмоциональными переживаниями осуществлялась с использованием критерия Спирмена (p). Выборку составили 188 детей старшего дошкольного возраста.
Результаты. В результате исследования выявлены подгруппы социально успешных (n = 135) и социально неуспешных (n = 53) детей. Установлено, что для социально успешных детей характерны более высокие средние значения всех исследуемых эмоциональных переживаний. Корреляционный анализ показал, что высокие показатели социальной успешности характеризуются повышенным уровнем проявления эмоциональных переживаний: групповая направленность мотивации социального поведения характеризуется нейтральными эмоциональными состояниями, высоким уровнем страха; благоприятный социометрический статус – высоким уровнем агрессивности, страха; активно-социальный тип поведения – характеризуется высоким уровнем агрессивности, тревожности. Социально неуспешные дети имеют более низкие уровни проявления аналогичных эмоциональных переживаний.
Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что отдельные показатели социальной успешности детей дошкольного возраста связаны с некоторыми типами эмоциональных переживаний. Выявлено, что высокие уровни показателей социальной успешности дошкольников связаны с высоким уровнем проявления эмоциональных переживаний: повышенной агрессивности, тревожности, страха, что характеризует наличие эмоционального напряжения в процессе достижения и сохранения социальной успешности. Наличие низких уровней эмоциональных переживаний социально неуспешных дошкольников свидетельствует об их пассивной социальной жизненной позиции.
успех; успешность; социальная успешность; социально успешные дети; социально неуспешные дети; эмоциональные переживания; типы эмоциональных переживаний; показатели социальной успешности; дети дошкольного возраста
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
Interdependence between social success and emotional experience of preschool age children
- Абульханова-Славская К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 2. – С. 5–18.
- Воробьёва К. И. Психология успеха: монография. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011. – 118 с.
- Дементий Л. И., Нечипоренко О. П. Особенности социальных представлений об успехе и успешной личности у лиц с различным социальным статусом // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2007. – № 2. – С. 37–45.
- Дементий Л. И., Нечипоренко О. П. Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей // Вестник Омского университета. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – № 2. – С. 277–284.
- Толочек В. А. Социальная успешность человека: внесубъектные и интерсубъектные ресурсы // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4, № 2. – С. 115–122.
- Тульчинский В. П. Успех этики успеха // Ведомости прикладной этики. – 2016. – № 48. – С. 27–35.
- Rahamim O., Meiran N., Garbi D., Shahar G. Evaluative processes in self-critical individuals: The role of success and failure inductions // Personality and Individual Differences. – 2016. – Vol. 100. – P. 105–113. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.083
- Kajonius P., Carlander A. Who gets ahead in life? Personality traits and childhood background in economic success // Journal of Economic Psychology. – 2017. – Vol. 59. – P. 164–170. DOI: https://doi.org/10.1016/j.joep.2017.03.004
- Thomas W. H. Ng., Daniel C. F. Subjective career success: A meta-analytic review Show more // Journal of Vocational Behavior. – 2014. – Vol. 85, Issue 2. – P. 169–179. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2014.06.001
- Юров И. А. Психодинамические корреляты спортивной успешности // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 3. – С. 22–26.
- Absatova M., Ordahanova A., Duisenbayeva A. Social Success of Future Primary School Teachers in the Process of Professional Training // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6, № 6 S4. – P. 476–481. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s4p476
- João D., Santos A., Antunes M., Fernandes M., Vaughn B. Co-evolution of Friendships and Antipathies: A Longitudinal Study of Preschool Peer Groups // Frontiers in Psychology. – 2016. – Vol. 7. – P. 43–68. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01509
- Torres M., Domitrovich C., Bierman K. Preschool interpersonal relationships predict kindergarten achievement: Mediated by gains in emotion knowledge // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2015. – Vol. 39. – P. 44–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2015.04.008
- Sierksma J., Thijs J., Verkuyten M. Children’s intergroup helping: The role of empathy and peer group norms // Journal of Experimental Child Psychology. – 2014. – Vol. 126. – P. 369–383. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2014.06.002
- Palmquist C., Jaswal V., Rutherford A. Success inhibits preschoolers’ ability to establish selective trust // Journal of Experimental Child Psychology. – 2016. – Vol. 152. – P. 192–204. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jecp.2016.07.015
- Пронина А. Н., Яковлева И. В. Теоретические основы проблемы социальной успешности в дошкольном возрасте // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. – № 28 (4). – С. 131–133.
- Дмитриева Н. В., Самойлик Н. А. Кризис идентичности: феноменология переживания: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013 – 231 с.
- Ляшенко В. В. Переживание и его качественная определённость // Психология и психотехника. – 2016. – № 1. – С. 64–72.
- Пронина А. Н. Феномен переживания как механизм взаимосвязи процессов социализации-индивидуализации личности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». – 2010. – № 4 (20). – С. 176–182.
- Brake H., Grow A., Dijkstra J. Status inconsistency in groups: How discrepancies between instrumental and expressive status result in symptoms of stress // Social Science Research. – 2017. – Vol. 64. – P. 15–24 http://dx.doi.org/10.1016/j.ssresearch.2016.12.006
- Маршак А. Л., Рожкова Л. В. Жизненный успех в представлениях российской молодёжи // Социологические исследования. – 2015. – № 8 (376). – С. 157–160.
- Sternberg W. The fear of success // Quadrant. Journal of C. G. Jung Foundation for Analytical Psychology. – 1987. – Vol. 20, № 2. – P. 23–40.
- Ongley S. F., Malti T. The role of moral emotions in the development of children’s sharing behavior // Developmental Psychology. – 2014. – Vol. 50 (4). – P. 1148–1159. DOI: http://doi.org/10.1037/a0035191
- Ongley S. F., Nola M., Malti T. Children’s giving: moral reasoning and moral emotions in the development of donation behaviors // Frontiers in Psychology. – 2014. – Vol. 5. – P. 23–37. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00458
- Denham S., Basset H., Mincic M. S., Kalb S., Way E., Segal Y. Social-emotional learning profiles of preschoolers' early school success: A person-centered approach // Learning and Individual Differences. – 2012. – Vol. 22, Issue 2. – P. 178–189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2011.05.001
- Plötner M., Over H., Carpenter M., Tomasello M. The effects of collaboration and minimal-group membership on children’s prosocial behavior, liking, affiliation, and trust // Journal of Experimental Child Psychology. – 2015. – Vol. 139. – P. 161–173. DOI: http://doi.org/10.1016/j.jecp.2015.05.008
- Gogol K., Brunner M., Goetz T., Preckel F., Martin R. Structural models of achievement motivation // Personality and Individual Differences. – 2014. – Vol. 60. – P. 70–89. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2013.07.309
- Nelson D., Burner K., Coyne S., Hart C., Robinson C. Correlates of sociometric status in Russian preschoolers: Aggression, victimization, and sociability // Personality and Individual Differences. – 2016. – Vol. 94. – P. 332–336. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.01.054