Развитие аналитико-синтетической деятельности студентов в процессе обучения математическому анализу
Проблема и цель. Исследуется проблема развития аналитико-синтетической деятельности студентов вуза. Цель статьи заключается в выявлении особенностей развития аналитико-синтетической деятельности студентов в процессе обучения математическому анализу.
Методология. Особенности формирования аналитико-синтетической деятельности рассматриваются в единстве системно-деятельностного, культурно-антропологического и средового подходов. Основными методами исследования являются: анализ научной литературы, анализ вузовской практики и собственного педагогического опыта, экспериментальные методы, методы статистической обработки эмпирических данных.
Результаты. Установлены факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса в направлении развития аналитико-синтетической деятельности обучающихся. Определены особенности организации обучения математическому анализу, ориентированные на повышение эффективности развития аналитико-синтетической деятельности. Построена модель процесса решения математической задачи в аспекте аналитико-синтетической деятельности.
Заключение. Представленные в работе рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса в обучении студентов и старших школьников различным дисциплинам естественнонаучного цикла.
аналитико-синтетическая деятельность; мыслительные операции; обучение математическому анализу; система задач; решение задач; обучение в вузе; профессиональная подготовка учителя.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38538211
Процентиль актуальности SciVal: 93.371 Linear Algebra | Mathematics Education | Computer Algebra System
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85071445469&origin=...
- Battilotti G. Symmetry vs. duality in logic: An interpretation of Bi-logic to model cognitive processes beyond inference // International Journal of Cognitive Informatics and Natural Intelligence. – 2014. ‒ Vol. 8, Issue 4. ‒ Р. 83‒97. DOI: https://doi.org/10.4018/ijcini.2014100105
- Dhatsuwan A., Precharattana M. BLOCKYLAND: A Cellular Automata-Based Game to Enhance Logical Thinking // Simulation and Gaming. ‒ 2016. ‒ Vol. 47, Issue 4. ‒ P. 445‒464. DOI: https://doi.org/10.1177/1046878116643468
- Козачек Н. А., Эпова Е. В. Формирование аналитико-синтетической деятельности у школьников при изучении алгебры в условиях летней профильной школы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2014. ‒ № 6 (59). – С. 145‒151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22675375
- Welling H. Four mental operations in creative cognition: The importance of abstraction // Creativity Research Journal. ‒ 2007. ‒ Vol. 19, Issue 2-3. – P. 163‒177. DOI: https://doi.org/10.1080/10400410701397214
- Ahmad S., Prahmana R. C. I., Kenedi A. K., Helsa Y., Arianil Y., Zainil M. The instruments of higher order thinking skills // Journal of Physics: Conference Series. – 2017. – Vol. 943. ‒ P. 012053. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/943/1/012053
- Duran M., Dokme I. The Effect of the Inquiry-Based Learning Approach on Student’s Critical Thinking Skills // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2016. – Vol. 12, Issue 12. – P. 2887–2908. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2016.02311a
- Florea N. M., Hurjui E. Critical thinking in elementary school children // Procedia ‒ Social and Behavioral Sciences. ‒ 2015. ‒ Vol. 180. ‒ P. 565–572. DOI: http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.161
- Шадриков В. Д. О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта // Акмеология. ‒ 2014. ‒ № 1 (49). – С. 25‒36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21267665
- Condor M., Chira M. The importance of mental operations in forming notions // Euromentor journal – Studies about education. – 2011. – № 1. – P. 134–139. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=272154
- Берберян Э. С. Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления // Российский психологический журнал. – 2016. ‒ Т. 13, № 1. – С. 19‒28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26002158
- Aksu G., Koruklu N. Determination the effects of vocational high school students’ logical and criticalthinking skills on mathematics success // Eurasian Journal of Educational Research. ‒ 2015. ‒ Issue 59. ‒ P. 181‒206. DOI: http://dx.doi.org/10.14689/ejer.2015.59.1 URL: http://ejer.com.tr/public/assets/catalogs/en/nkoruklu59.pdf
- Холодная М. А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям: монография. – М.: Когито-Центр, 2012. ‒ 288 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20247680
- Seyhan H. G. The Efficacy of Problem-Based Learning in an Instrumental Analyse Laboratory // Higher Education Studies. ‒ 2016. ‒ Vol. 6, № 4. ‒ P. 100‒118. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/hes.v6n4p100
- Далингер В. А. Развитие мышления учащихся средствами математики // Научное мнение. – 2011. – № 9. – С. 43‒50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17271258
- Ayllón M. F., Góme I. A., Ballesta-Claver J. Mathematical thinking and creativity through mathematical problem posing and solving // Propósitos y Representaciones. ‒ 2016. ‒ Vol. 4, № 1. ‒ P. 169‒218. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2016.v4n1.89
- Temel S. The effects of Problem-Based learning on prospective teachers’ critical thinking dispositions and perceptions of Problem-Solving ability // South African Journal of Education. ‒ 2014. ‒ Vol. 34, № 1. ‒ Art. 769. DOI: https://dx.doi.org/10.15700/201412120936
- Бочкарева Л. В. Применение стратегических задач для развития аналитико-синтетической компетентности у студентов технических специальностей в процессе обучения теории вероятностей и математической статистики // Современные проблемы науки и образования. ‒ 2013. ‒ № 2. ‒ С. 275. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21285629
- Токарева Л. И. Усвоение учащимися приемов аналитико-синтетической деятельности при решении геометрических задач // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. ‒ 2014. ‒ № 16. ‒ С. 278‒283. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28101361
- Малахова Е. И. Формирование методов и приемов аналитико-синтетической деятельности как компонента метапредметного содержания образования // Современные проблемы науки и образования. – 2013. ‒ № 1. – С. 212. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18829145
- Тестов В. А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике // Образование и наука. ‒ 2016. ‒ № 1 (130). ‒ С. 4‒20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25430413
- Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода): монография. – М.: МПСИ, 2003. – 320 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19901662
- Колдунова И. Д. Конструирование аналитико-синтетических задач по теории алгоритмов // Педагогическое образование в России. ‒ 2015. ‒ № 4. – С. 133‒139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23588901
- Bezusova T. A., Richter T. V., Sugrobova N. Y., Chugainova L. V., Shestakova L. G. Types of Work in Forming Analytic and Synthetic Activity Skills in Teaching the Algebra Course // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13, № 11. – P. 7257–7267. DOI: https://doi.org/10.12973/ejmste/79443
- Ермош Е. Н. Развитие мыслительных способностей студентов в процессе обучения // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2017. ‒ № 2 (15). – С. 45–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30304049
- Чугунова А. А., Шмигирилова И. Б. Аналитико-синтетическая деятельность в контексте компетентностного подхода к образованию // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2013. ‒ № 4 (15). – С. 217‒220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21097976
- Кацура А. В., Акзигитов А. Р., Геращенко В. В., Мусин Р. М., Дахин А. Н. Общемыслительная деятельность школьников на уроках алгебры // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. ‒ 2018. ‒ Т. 8, № 4. ‒ С. 158‒171. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.10
- Антонова Н. Л., Меренков А. В. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. ‒ 2018. ‒ Т. 22, № 2. ‒ С. 237–247. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247
- Bauer-Ramazani C., Graney J. M., Marshall H. W., Sabieh C. Flipped Learning in TESOL: Definitions, Approaches, and Implementation // TESOL Journal. ‒ 2016. ‒ Vol. 7, Issue 2. ‒ P. 429–437. DOI: https://doi.org/10.1002/tesj.250