Стратегия формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития
Проблема и цель. Автором исследуется проблема подготовки будущих учителей, обладающих навыками эмпатийного поведения и эмпатийной культурой. Цель статьи заключается в определении стратегии формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла.
Методология. Исследование проводилось на основе методологических подходов для построения концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей (системно-синергетический, личностно-герменевтический и конструктивно-деятельностный подходы). Методами исследования послужили обсервационные методы (наблюдение, самооценка); праксиметрические методы (метод изучения результатов деятельности); психодиагностические методы.
Результаты. В статье на основе анализа научных исследований выявлено, что феномен эмпатийной культуры будущих учителей практически не исследован, а только определяется как научная проблема. Автор выявил особенности формирования эмпатийной культуры и эмпатического поведения будущих учителей, обосновал необходимость в разработке способов формирования данных эмпатических качеств, адаптированных к использованию в условиях поликультурного образовательного пространства.
На основе анализа научных исследований автор выявил и реализовал стратегию формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития. В статье дана подробная характеристика представленной стратегии, обоснована ее значение для процесса обучения при подготовке будущих учителей. Важно, что благодаря данной стратегии, формирование эмпатийной культуры будущих учителей можно осуществлять при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла.
Заключение. Обобщается содержание стратегии формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития.
эмпатийная культура; эмпатия; рефлексия; эмпатическое слушание; рефлексивный дневник; модель Дрисколла; метод ожидаемого результата; эмпатийно-коммуникативные навыки.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256962
Процентиль актуальности SciVal: 88.377 Service Learning | Community Engagement | Civics
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074666107&origin=...
- Балева М. В. Влияние произвольной групповой самоидентификации на социальную перцепцию групп разного типа // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 68. – C. 109–130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36482986
- Волчков Э. Г. Национальное самосознание и самоиндентификация // Филология и культура. – 2014. – № 3 (37). – С. 315–318. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22939611
- Дубровина И. В., Лубовский Д. В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 6. – С. 25–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30773805
- Медведева Е. Н., Смирнова В. А., Гайворонская А. А. Влияние уровня межличностной тревожности на эмпатию у студентов // Смоленский медицинский альманах. – 2016. – № 4. – С. 235–237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29423695
- Саламатина Ю. В. Формирование эмпатийной культуры будущих учителей: монография. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2016. – 98 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29983310
- Троицкая Е. А. Природа эмпатии в зарубежной психологии конца XX начала XXI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2011. – № 613. – С. 52–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16518626
- Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала учащихся в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 4 (263). – С. 34–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17715191
- Федоров И. В. Предположения о респонзивной природе эмпатии // Сибирский психологический журнал. – 2014. – № 53. – С. 64–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22138151
- Everhart R. S. Teaching tools to improve the development of empathy in service-learning students // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. – 2016. – Vol 20, № 2. – P. 129. URL: http://openjournals.libs.uga.edu/index.php/jheoe/article/view/1652/939
- Galinsky A. D., Moskowitz G. B. Perspective-taking: decreasing stereotype expression, stereotype accessibility, and ingroup favoritism // Journal of Personality and Social Psychology. – 2000. – Vol. 78 (4). – P. 708–724. DOI: https://doi.org/10.1037//0022-3514.78.4.708
- Akhtar F. Empathy: What it is and Why it Matters // Journal of Social Work Practice. – 2013. – Vol. 27, Issue 4. – P. 474–476. DOI: https://doi.org/10.1080/02650533.2013.849442
- Kim M.-R., Lee E.-H., Lee Y.-J. The effect of teacher’s stress, teacher-child interaction and teacher’s efficacy on teacher’s happiness // The Spanish Journal of Psychology. – 2018. – Vol. 23, Issue 4. – P. 57–76. DOI: https://doi.org/10.20437/KOAECE23-4-03
- Konrath S. H., O'Brien E. H., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students over time: a metaanalysis // Personality and Social Psychology Review. – 2011. – Vol. 15, Issue 2. – P. 180–198. DOI: https://doi.org/10.1177/1088868310377395
- Leigh J., Bailey R. Reflection, reflective practice and embodied reflective practice // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. – 2013. – Vol. 8, Issue 3. – P. 160–171. DOI: https://doi.org/10.1080/17432979.2013.797498
- Rehman J. Feel Our Pain: Empathy and Moral Behavior. 2015. DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.1.2297.1763
- Song J. H., Colasante T., Malti T. Helping Yourself Helps Others: Linking Children's Emotion Regulation to Prosocial Behavior Through Sympathy and Trust // Emotion. – 2018. – Vol. 18, Issue 4. – P. 518–527. DOI: https://doi.org/10.1037/emo0000332
- Stehlíková J., Valihorová M. Possibilities of targeted development of empathy in teachers’ undergraduate training // The New Educational Review. – 2016. – Vol. 45. – P. 186–198. DOI: https://doi.org/10.15804/tner.2016.45.3.15
- Stojiljkovic S., Djgic G., Zlatkovic B. Empathy and Teachers’ Roles // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 69. – P. 960–966. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.12.021
- Torres L. H., Bonilla R. E., Moreno A. K. Empathy in future teachers of the Pedagogical and Technological University of Colombia // Journal of New Approaches in Educational Research. – 2016. – Vol. 5, № 1. – P. 30–37. DOI: https://doi.org/10.7821/naer.2016.1.136
- Uvarina N. V., Ismagulova G. K., Baymenova K. S., Razumova L. P., Kunduzay A. K. Formation of communicative competence as a condition of development of social orientation of the future teacher // Man in India. – 2017. – Т. 97, № 16. – С. 407–414. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32429859
- Walter H. Social Cognitive Neuroscience of Empathy: Concepts, Circuits, and Genes // Emotion Review. – 2012. – Vol. 4, Issue 1. – P. 9–17. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073911421379
- Wilson J. C. Service-learning and the development of empathy in US college students // Education & Training. – 2011. – Vol. 53 (2–3). – P. 207–217. DOI: https://doi.org/10.1108/00400911111115735