Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 5, С. 24–36
УДК: 
316.752

Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи

Хрипунова О. Г. 1 (Курган, Россия), Поляруш А. А. 1 (Курган, Россия), Селиванова Е. В. 1 (Курган, Россия), Лунева Е. В. 1 (Курган, Россия)
1 Курганский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Ценностные ориентации современной молодежи определяют их жизненные цели, задают определенный вектор действий и поступков современного молодого человека. От развития ценностных ориентаций студенческой молодежи будет зависеть их профессиональное развитие, формирование стратегий достижения целей, соблюдение социальных норм. Целью статьи стало определение особенностей развития ценностных ориентаций студентов в зависимости от принадлежности к социальному полу.
Методология. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций основано на экспресс-диагностике социальных ценностей личности, которая способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений студенческой молодежи. Объем выборочной совокупности, составленный путем сплошного исследования, составил 293 студента ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
Результаты. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об особенностях развития ценностных ориентаций студенческой молодежи в зависимости от принадлежности к социальному полу. Авторами выявлено, что интеллектуальные ценности занимают первое место в иерархии ценностей студенческой молодежи. Авторами обоснованы гендерные различия в развитии ценностных ориентаций студенческой молодежи: у молодых людей наиболее развиты финансовые и физические ценностные ориентации; у девушек высокие показатели получили семейные, социальные и общественные ценности.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии гендерных различий в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи, что определенным образом будет сказываться на их дальнейшем развитии. Эти данные могут быть использованы для организации учебно-воспитательного процесса с учетом выявленных гендерных особенностей.

Ключевые слова: 

студенческая молодежь; ценностные ориентации; ценности молодежи; гендерные особенности; развитие ценностных ориентаций; изменение ценностей молодежи.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:41271738

Процентиль актуальности SciVal: 93.163 Personal Values | Transcendence | Universalism

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074672013&origin=...

Undergraduate students’ value orientations: Gender characteristics

Библиографическая ссылка:
Хрипунова О. Г., Поляруш А. А., Селиванова Е. В., Лунева Е. В. Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 24–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.02
Список литературы: 
  1. Пашин Л. А., Дорохова Ю. В., Никитина Н. В. Факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи (по материалам социологического исследования в г Орле) // Среднерусский вестник общественных наук. – 2014. – № 2 (32). – С. 64–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21642752
  2. Osipova N. G., Elishev S. O., Pronchev G. B., Monakhov D. N.  Social and political processes, socialization institutions and youth policy subjects of modern Russia // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2017. – Vol. 8, № 2. – P. 545–558. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31089407
  3. Мурзина И. Я., Казакова С. В.  Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 2. – С. 155–175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37057223  
  4. Gajic O., Budic S., Lungulov B. Personal and socio-demographic characteristics as correlates of value orientations and interests of students in vojvodina // Zbornik Instituta za pedagoska istrazivanja. – 2011. – Vol. 43, № 1. – P. 139–159. DOI: http://dx.doi.org/10.2298/ZIPI1101139G
  5. Щукина Е. В. Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1 (78). – С. 30–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23092334
  6. Луков Вал. А., Луков В. А., Захаров Н. В. Ценностные ориентации российской молодежи в свете теории ценностей // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2 (121). – С. 19–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16031130
  7. Деточенко Л. С., Магранов А. С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации // Социологические исследования. – 2018. – № 8 (412). – C. 108–116. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S013216250000766-5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35787320  
  8. Filyushkina D. V., Mulikova N. A., Popova N. A., Saprykina E. V., Sergodeeva E. A.  Spirituality in Russian youth system of values in the context of consumer ideology escalation // Man in India. – 2017. – Vol. 97, № 15. – P. 405–420. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31049965
  9. Виленский М. Я., Пиянзин А. М. Феномен ценности здоровья в развитии личности студента // Культура физическая и здоровье. – 2016. – № 4 (59). – С. 46–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27683566
  10. Омельченко Е. А., Чеснокова Г. С., Aгавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 7–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32573583 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01
  11. Рудакова О. В. Влияние социокультурной среды современного вуза на формирование ценностей студента // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2016. – № 1 (6). – С. 13–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25497921
  12. Heim E., Scholten S., Maercker A., Xiu D., Cai D., Gao Z. H., Lu S., Sang Z. Q., Wei J., Kochetkov Y., Margraf J. Students’ Value Orientations in Contemporary China: Analysis of Measurement Invariance and Latent Mean Differences in Comparison With Students From Germany and Russia // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2017. – Vol. 48, Issue 4. – P. 511–531. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022117696800
  13. Науменко В. А., Пигалева И. Р. К вопросу о системе жизненных ценностей современного студента // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. – № 2-6 (22). – С. 160–163. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28786416
  14. Рязанцев И. П., Подлесная М. А., Петрова А. А., Козлов И. И., Пахарь А. М. Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2016. – Т. 16, № 3. – С. 559–575. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26468334
  15. Бадертдинов Р. Р.  Взаимосвязь гендерных особенностей и отношения к своему здоровью в студенческой среде // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-3. – С. 617–619. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21362072
  16. Марченко А. Ю. Гендерный аспект формирования ценностей физической культуры у студентов высших учебных заведений // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2013. – № 9. – С. 50–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20146744
  17. Моххамад Н. Е. Статус и динамика термальных ценностей студентов педагогических вузов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 121. – С. 132–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15115213
  18. Галай И. А., Айзман Р. И., Богомаз С. А. Гендерные особенности субъективной оценки значимости базовых ценностей и возможности их реализации у студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 56. – С. 167–176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23651487
  19. Жданова Н. Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза // Образование и наука. – 2014. – № 7 (116). – С.  75–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22310770
  20. Bahadir-Yilmaz E. The relationship between nursing students' professional values and their attitudes towards the elderly people: A cross-sectional study // Nurse Education Today. – 2018. – Vol.  70. – P. 8–12. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.nedt.2018.08.007
  21. Caggiano V., Bellezza A., Belsaguy I. O., González Bernal J. Work values: A comparative research between Italian and Spanish youth // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. – 2017. – Vol. 15. – P. 95–106. DOI: http://dx.doi.org/10.7358/ecps-2017-015-cagg  
  22. Van Tran K. The Value of Community Cohesion Among Vietnamese Students in Era of Urbanisation and Globalisation // Social Indicators Research. – 2016. – Vol. 126, Issue 3. – P. 1225–1242. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11205-015-0935-4
  23. Wang Y. Social stratification, materialism, post-materialism and consumption values: An empirical study of a Chinese sample // Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics. – 2016. – Vol.  28, № 4. – P. 580–593. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/APJML-10-2015-0149
Дата публикации 31.10.2019