Особенности формирования поликультурности как личностного качества студентов и основы позитивных межкультурных взаимоотношений в условиях современного образования [In English]
2 Кокшетауский университет имени А. Мирзахметова
3 ЧУ ВО «Омская Гуманитарная Академия»
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема развития понятия поликультурности личности студентов в условиях современного образования. Цель исследования заключается в выявлении особенностей формирования поликультурности как личностного качества студентов, выступающего в качестве основы позитивных межкультурных взаимоотношений в студенческой среде.
Методология. Определяется поставленным исследовательским вопросом: какие условия определяют поликультурную среду образовательного учреждения? Методы исследования включают анализ научной литературы по проблеме работы и опросные методы (устный опрос и анкетирование).
Результаты. В результате исследования было подтверждено, что одним из условий поликультурной среды является толерантное отношение, признание равных прав различных этнических групп студентов колледжа. Однако проявления интолерантного поведения проявляются в обеих национальных группах (казахской и русской), тогда как у студентов колледжа наблюдается достаточный уровень сформированности этнической идентичности. В ходе исследования было доказано наличие поликультурности как качества личности преимущественно у студентов групп с казахским и русским языком обучения, владеющих двумя языками, тогда как для моноязычных студентов, не имеющих достаточного опыта общения в поликультурной среде, развитие личностного качества поликультурности требует создания специальной поликультурной образовательной среды.
Заключение. Авторами обобщаются особенности формирования поликультурности как личностного качества, выступающего основой позитивных межкультурных взаимоотношений среди студентов колледжа.
поликультурное образование; поликультурность современного образования; поликультурность как качество личности; поликультурная среда; межкультурные взаимоотношения студентов; толерантное отношение.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256964
Процентиль актуальности SciVal: 92.920 Acculturation | Emigrants and Immigrants | National Identification
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074661485&origin=...
- Новолодская С. Л. Дефиниция понятий «поликультурный» и «мультикультурный» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 1 (8). – С. 234–237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17428376
- Левикова С. И. Мультикультурализм как социальная проблема, или чем отличается «мультикультурализм» от «поликультурности» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2014. –№ 3 (88). – С. 37–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21519239
- Portera A. Intercultural education in Europe: epistemological and semantic aspects // Intercultural education. – 2008. – Vol. 19, № 6. – Р. 481–491. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14675980802568277
- Stier J. Internationalisation, Ethnic Diversity and the Acquisition of Intercultural Competencies // Intercultural Education. – 2003. – Vol. 14, Issue 1. – P. 77–91. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1467598032000044674
- Kim J. H., So K. Understanding the “Other”: Rethinking Multiculturalism in South Korea through Gadamer’s Philosophical Hermeneutics // International Journal of Multicultural Education. – 2018. – Vol. 20, № 1. – Р. 102–117. DOI: http://dx.doi.org/10.18251/ijme.v20i1.1509
- Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс. – 2003. № 8 (232). – С. 54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17299697
- Türe H., Ersoy A. F. Sosyal Bilgiler Öğretmenlerinin Hoşgörü Algısı // Journal of Social Studies Education Research. – 2014. – Vol. 5, Issue 2. – Р. 31–56. URL: http://jsser.org/index.php/jsser/article/view/159
- Макажанова Ж. М. Поликультурность в современном образовании, или чем отличается поликультурность от мультикультурализма // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 3 (23). – С. 106–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35652871
- Zhetpisbaeva B. A., Shelestova T. Yu., Akbayeva G. N., Kubeeva A. E., Tleuzhanova G. K. Organizational and pedagogical conditions of introduction foreign language teaching at early stage in the Republic of Kazakhstan: experience, problems and perspectives // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (32). – С. 59–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26583950
- Yeskeldiyeva B. Y., Tazhibayeva S. Zh. Multilingualism in Modern Kazakhstan: New Challenges // Asian Social Science. Published by Canadian Center of Science and Education – 2015. – Vol. 11, № 6. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/ass.v11n6p56
- Achaeva M., Daurova A., Pospelova N. Intercultural education in the system of training future teachers // Journal of Social Studies Education Research. – 2018. – Vol. 9, Issue 3. – P. 261–281. URL: http://jsser.org/index.php/jsser/article/view/288
- Almazova N. I., Kostina E. A., Khalyapinа L. P. Тhe new position of foreign language as education for global citizenship // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (32). – С. 7–17. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26583944
- Byram M. Language awareness and (critical) cultural awareness – relationships, comparisons and contrasts // Language Awareness. – 2012. – Vol. 21, Issue 1-2. – P. 5–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09658416.2011.639887
- Alred G., Byram M. Becoming an intercultural mediator: a longitudinal study of residence abroad // Journal of multilingual and multicultural development. – 2002. – Vol. 23, Issue 5. – P. 339–352. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01434630208666473
- Wei R., Hu Y. Exploring the relationship between multilingualism and tolerance of ambiguity: A survey study from an EFL context // Bilingualism: Language and Cognition. – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1017/S1366728918000998
- Maluch J. T., Neumann M., Kempert S. Bilingualism as a resource for foreign language learning of language minority students? Empirical evidence from a longitudinal study during primary and secondary school in Germany // Learning and Individual Differences. – 2016. – Vol. 51. – P. 111–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.09.001
- Hoff E., Ribot K. M. Language Growth in English Monolingual and Spanish-English Bilingual Children from 2.5 to 5 Years // The Journal of Pediatrics. – 2017. – Vol. 190. – P. 241–245. e1. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2017.06.071
- DeJesus J. M., Hwang H. G., Dautel J. B., Kinzler K. D. Bilingual children’s social preferences hinge on accent // Journal of Experimental Child Psychology. – 2017. – Vol. 164. – P. 178–191. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.07.005
- Yow W. Q., Li X. The influence of language behavior in social preferences and selective trust of monolingual and bilingual children // Journal of Experimental Child Psychology. – 2018. – Vol. 166. – P. 635–651. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.09.019
- Feng L., Gai Y., Chen X. Family learning environment and early literacy: A comparison of bilingual and monolingual children // Economics of Education Review. – 2014. – Vol. 39. – P. 110–130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2013.12.005
- Atagi N., Goldenberg E. R., Sandhofer C. M. Children’s use of linguistic information when learning in a bilingual context // Journal of Experimental Child Psychology. – 2016. – Vol. 144. – P. 199–208. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2015.11.005
- Wermelinger S., Gampe A., Daum M. M. Bilingual toddlers have advanced abilities to repair communication failure // Journal of Experimental Child Psychology. – 2017. – Vol. 155. – P. 84–94. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2016.11.005
- Blom E., Küntay A. C., Messer M., Verhagen J., Leseman P. The benefits of being bilingual: Working memory in bilingual Turkish–Dutch children // Journal of Experimental Child Psychology. – 2014. – Vol. 128. – P. 105–119. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2014.06.007
- Meir Y., Slone M., Lavi I. Children of illegal migrant workers: Life circumstances and mental health // Children and Youth Services Review. – 2012. – Vol. 34, Issue 8. – P. 1546–1552. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2012.04.008
- Bialystok Е. Bilingualism: The good, the bad, and the indifferent // Bilingualism: Language and Cognition. – 2009. – Vol. 12, Issue 1. – Р. 3–11. DOI: https://doi.org/10.1017/S1366728908003477
- Khoroshilova S. P., Kostina E. A. Cross-cultural study of the impact of short-term language courses abroad on language acquisition // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (32). – С. 108–118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26583956