Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 5, С. 196–210
УДК: 
159.928; 37.04; 612

Отбор и медико-биологическое сопровождение одаренных обучающихся, реализующих образовательную и спортивную деятельность

Шибкова Д. З. 1 (Челябинск, Россия), Байгужин П. А. 1 (Челябинск, Россия), Эрлих В. В. 1 (Челябинск, Россия), Батуева А. Э. 1 (Челябинск, Россия), Сабирьянова Е. С. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен обзор публикаций по критериям отбора и медико-биологического сопровождения спортивно одаренных детей в их «двойном карьерном росте» и обоснована необходимость их модернизации на основе цифровых методов исследования функционального состояния организма. Цель: выявить противоречия в современном состоянии организации отбора и медико-биологического сопровождения спортивно одаренных детей как факторов, определяющих функциональное состояние, психофизиологическое здоровье и успешность в образовательной и спортивной деятельности.
Методология. В статье представлен теоретический анализ научно-методических работ по процедуре и содержанию отбора и сопровождения одаренных детей в детско-юношеские спортивные школы. При формулировании авторских позиций использовали аксиоматический метод, аннотирование, анализ и обобщение.
Результаты. Теоретический анализ изученных научно-методических публикаций по теме исследования указывает на необходимость модернизации процедуры отбора детей и подростков в детско-юношеские спортивные школы на основе интегрированного (генетического, психологического и педагогического) заключения о соответствии совокупных индивидуальных показателей юниоров нормативным значениям параметров отбора в каждом отдельном виде спорта.
Обобщение и аксиоматический метод позволил сформулировать основные концептуальные положения авторского подхода исследуемой проблемы. В частности, для обеспечения устойчивого состояния здоровья и высокого уровня общих и специфических резервных возможностей систем обеспечения образовательной и спортивной деятельности (двойного карьерного роста) необходимо:
– в образовательную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров (преподавателей по физической культуре, тренеров, спортивных психологов и психофизиологов, физиологов) включать специалистов, владеющих современными междисциплинарными знаниями и технологиями в области спортивной науки;
– медико-биологическое сопровождение должно быть дополнено мониторингом психической сферы юных спортсменов, испытывающих повышенный уровень стресс воздействий, связанных с реализацией двойного карьерного пути (сочетание общего образования и спортивной подготовки), с целью сохранения психического здоровья и профилактики «профессионального» выгорания;
– целевое адекватное финансирование научных исследований (государственные задания), на базе детских спортивных школ с обязательным привлечением специалистов по фундаментальным направлениям науки (физиологов, генетиков, биохимиков, психофизиологов) и практиков подготовки спортивного резерва.
Заключение. Использование достижений смежных наук и реальный переход на внедрение новых цифровых дистанционных технологий оценки функционального и психофизиологического состояния обучающихся детско-спортивных школ обеспечат системный, динамический мониторинг, результаты которого будут востребованы перспективными тренерами и спортсменами, муниципальными органами управления, в совокупности формирующими олимпийский резерв Российской Федерации.

Ключевые слова: 

спортивный отбор; одаренные дети; оценка функционального состояния; медико-биологическое сопровождение; мониторинг; цифровые технологии.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193031

Процентиль актуальности SciVal: 91.700 Actinin | Athletic Performance | Peptidyl-Dipeptidase A

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096820893&origin=...

Selection and biomedical support for gifted children simultaneously involved in education and sports

Библиографическая ссылка:
Шибкова Д. З., Байгужин П. А., Эрлих В. В., Батуева А. Э., Сабирьянова Е. С. Отбор и медико-биологическое сопровождение одаренных обучающихся, реализующих образовательную и спортивную деятельность // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 196–210. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.11
Список литературы: 
  1. Ахмерова К. Ш., Ачкасов Е. Е., Выходец И. Т., Курашвили, В. А., Машковский Е. В. Медицинский контроль за здоровьем юных атлетов в США // Спортивная медицина: наука и практика. – 2014. – № 4. – С. 116–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23137362
  2. Ахметов И. И., Габдрахманова Л. Д., Егорова Э. С., Мартыканова Д. С. Молекулярная диагностика в системе спортивного отбора и ориентации // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2015. – № 3. – С. 29–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23603195
  3. Бакулев С. Е., Двейрина О. А. Определение численности спортсменов потенциального, ближайшего и действующего резерва как один из способов управления подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации // Ученые записки университета имени П.  Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4. – С. 17–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117248
  4. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления // Казанский медицинский журнал. – 2018. – Т. 99, № 4. – С. 698–705. DOI: https://doi.org/10.17816/KMJ2018-698
  5. Бауэр В. Г. Основные проблемы подготовки спортивного резерва в России // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 5. – С. 31–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24183864
  6. Вырупаев К. В., Лапин А. Ю., Титова Н. А., Курашвили В. А. Анализ состояния медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – № 4. – С. 11–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36492199
  7. Зенько М. Ю., Рыбникова Е. А. Перекрестная адаптация: от Ф. З. Меерсона до наших дней. Часть 1. Адаптация, перекрестная адаптация и перекрестная сенсибилизация // Успехи физиологических наук. – 2019. – Т. 50, № 4. – С. 3–13. DOI: https://doi.org/10.1134/S0301179819040088
  8. Калинин А. В., Бутко Д. Ю., Даниленко Л. А., Артамонова М. В., Терехин В. С. Модель центра медико-биологического сопровождения спортивно одаренных детей и подростков // Педиатр. – 2018. – Т. 9, № 3. –С. 81–84. DOI: https://doi.org/10.17816/PED9381-84
  9. Латыпов И. К. К вопросу разработки концепции республиканской общеобразовательной школы-интерната для спортивно одаренных детей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 2. – С. 13–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25721949
  10. Лидов П. И., Поляев Б. А., Курашвили В. А., Подливаев Б. А., Тарасевич Г. А., Лапин А. Ю., Кулагина Ю. Б. Основы организации комплексных научных групп в системе научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации // Вестник спортивных инноваций. – 2017. – № 55. – С. 13–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34935415
  11. Мирошникова Ю. В., Самойлов А. С., Ключников С. О., Выходец И. Т., Бехтина Е. В. Медико-биологическое обеспечение в детско-юношеском спорте в Российской Федерации (концепция) // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. – 2013. – Т. 92, № 1. – С. 143–148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18889739
  12. Пономарева О. В. Генетика в современном спорте: научные технологии для новых достижений // Наука молодых (Eruditio Juvenium). – 2018. – Т. 6, № 4. – С. 569–581. DOI: https://doi.org/10.23888/HMJ201864569-581 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36575254
  13. Попов Ю. А. Проблемы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 1. – С. 15–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17096374
  14. Руженкова В. В. Учебный стресс и состояние психического здоровья выпускников общеобразовательной школы // Социальная и клиническая психиатрия. – 2019. – Т. 29, № 4. C. 42–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41436109
  15. Сальников В. А., Хозей С. П., Ревенко Е. М. Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2017. –№ 4. – С. 194–201. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117291
  16. Тимакова Т. С., Кулагина Ю. Б., Шилина И. А. Анализ состояния НМО в организациях, ответственных за подготовку спортивного резерва в стране // Вестник спортивной науки. – 2017. – № 5. – С. 23–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30752524
  17. Хвацкая Е. Е. Психологический компонент в структуре первичного спортивного отбора детей (федеральный экспериментальный (инновационный) проект «Стань Чемпионом») // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 12. – С. 436–441. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2019.12.436-441
  18. Хорунжий А. Н., Николаев А. А. Подготовка олимпийского резерва России: проблемы и решения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 4. – С. 34–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17831980
  19. Эрлих В. В., Шибкова Д. З., Байгужин П. А. Цифровизация технологий оперативной диагностики функциональных резервов и оценки подготовленности спортсменов // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 52–66. DOI: https://doi.org/10.14529/hsm200107
  20. Ярышева В. Б., Шибкова Д. З., Сабирьянова Е. С. Особенности эхокардиографических параметров сердца у юных спортсменов в зависимости от пола и спортивной специализации // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № S. – С. 55–63. DOI: https://doi.org/10.14529/hsm18s08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36921177
  21. Fairclough S. J., Dumuid D., Mackintosh K. A., Stone G., Dagger R., Stratton G., Davies I., Boddy L. M. Adiposity, fitness, health-related quality of life and the reallocation of time between children's school day activity behaviours: A compositional data analysis // Preventive Medicine Reports. – 2018. – Vol. 11. – P. 254–261. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2018.07.011
  22. Guth L. M., Roth S. M. Genetic influence on athletic performance // Current Opinion in Pediatrics. – 2013. – Vol. 25 (6). – P. 653–658. DOI: https://doi.org/10.1097/MOP.0b013e3283659087
  23. Jayanthi N. A., Post E. G., Laury T.  C., Fabricant P.D. Health consequences of youth sport specialization // Journal of athletic training. – 2019. – Vol. 54 (10). – P. 1040–1049. DOI: https://doi.org/10.4085/1062-6050-380-18
  24. Lebrun F., MacNamara A., Collins D., Rodgers S. Supporting young elite athletes with mental health issues: coaches' experience and their perceived role // Sport psychologist. – 2020. – Vol.  34  (1). – P. 43–53. DOI: https://doi.org/10.1123/tsp.2019-0081
  25. Marcus J., Reif S., Wuppermann A., Rouche A. Increased instruction time and stress-related health problems among school children // Journal of Health Economics. – 2020. – Vol. 70. – P. 102256. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhealeco.2019.102256
  26. Rabbani A., Baseri M.K., Reisi J., Clemente F. M., Kargarfard M. Monitoring collegiate soccer players during a congested match schedule: Heart rate variability versus subjective wellness measures // Physiology & behavior. – 2018. – Vol. 194. – P. 527–531. DOI: https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2018.07.001
  27. Ray T., Choi J., Reeder, J., Lee S. P., Aranyosi A. J., Ghaffari R., Rogers J. A. Soft, skin-interfaced wearable systems for sports science and analytics // Current Opinion in Biomedical Engineering. – 2019. – Vol. 9. – P. 47–56. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cobme.2019.01.003
  28. Sandardos S. S., Chambers T. P. “It’s not about sport, it’s about you”: An interpretative phenomenological analysis of mentoring elite athletes // Psychology of Sport and Exercise. – 2019. – Vol. 43. – P. 144–154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.02.003
  29. Sarmento A., Vignati C., Paolillo S., Lombardi C., Scoccia A., Nicoli F., Mapelli M., Leonardi A., Ossola D., Rigoni R., Agostoni P., Aliverti A. Qualitative and quantitative evaluation of a new wearable device for ECG and respiratory Holter monitoring // International Journal of Cardiology. – 2018. – Vol. 272. – P. 231–237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijcard.2018.06.044
  30. Shibkova D. Z. Yarysheva V. B., Baiguzhin P. A., Romanov Yu. N. Electrocardiographic values associated with SERPAIN (PAI-1) gene mutation sensitivity in young athletes for forecasting cardiovascular disorders // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № S. – С. 7–12. DOI: https://doi.org/10.14529/hsm18s01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36921170
  31. Tharabenjasin P., Pabalan N., Jarjanazi H. Association of PPARGC1A Gly428Ser (rs8192678) polymorphism with potential for athletic ability and sports performance: A meta-analysis // PLoS ONE. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. e0200967. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0200967
  32. Weyerstrass J., Stewart K., Wesselius A., Zeegers M. Nine genetic polymorphisms associated with power athlete status – A Meta-Analysis // Journal of Science and Medicine in Sport. – 2018. – Vol.  21 (2). – P. 213–220. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsams.2017.06.012
Дата публикации 31.10.2020