Структура и содержание познавательной компетентности студентов вуза с инвалидностью по слуху в цифровой среде: критерии и способы экспертной оценки
Проблема и цель. Имеющиеся зарубежные и немногочисленные отечественные научно-педагогические исследования по вопросу обучения лиц с инвалидностью по слуху указывают на необходимость учета их когнитивных и психологических особенностей. Однако в работах редко обсуждается актуальное сегодня обучение в цифровой среде, обладающее нереализованным образовательным потенциалом для данной группы лиц. Цель статьи – обосновать покомпонентную структуру и содержание познавательной компетентности глухих и слабослышащих студентов высшей школы в цифровой среде.
Методология. Предварительно составленные на основе анализа литературы структура и содержание познавательной компетентности неслышащих студентов корректировались и утверждались с помощью квалиметрического подхода, в частности процедур метода групповых экспертных оценок.
Результаты. С помощью методов анкетных данных и самооценки выявлены показатели компетентности в вопросах обучения лиц с инвалидностью по слуху, разработана шкала оценки экспертов по этим показателям, отобрано 10 экспертов. Разработана анкета для уточнения и утверждения структуры (компонентов) и содержания (критериев) познавательной компетентности глухих и слабослышащих студентов в цифровой среде, проведено анкетирование экспертов. В результате авторами обоснована структура познавательной компетентности из четырех компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и коммуникативного. Раскрыто содержание каждого из компонентов познавательной компетентности в виде списка критериев и способа их оценки.
Заключение. Предлагаемые структура и содержание являются попыткой унифицировать обучение глухих и слабослышащих студентов. Делается вывод о том, что данная структура обеспечивает выявление сложностей при обучении неслышащих студентов онлайн, а, следовательно, гарантирует более эффективное формирование их познавательной компетентности.
структура компетентности; познавательная компетентность; глухие; слабослышащие; инвалидность по слуху; цифровая среда; метод групповых экспертных оценок.
- Saeed E., Mansoor Z., Ikram H. Usefulness of Social Model of Disability for Teaching Visually Impaired English Language Learners // Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. – 2022. – Vol. 4 (4). – P. 1–5. DOI: https://doi.org/10.32996/jeltal.2022.4.4.1
- Новожилова Т. Н. Развитие когнитивной компетенции слабослышащих студентов в условиях инклюзивного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 2. – С. 185–192. DOI: https://doi.org/10.24411/1997-0803-2019-10217 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39150270
- Пономаренко Е. П., Красавина Ю. В., Жуйкова О. В., Серебрякова Ю. В. Исследование особенностей интеллектуальных и когнитивных процессов студентов с нарушением слуха в техническом вузе // Педагогический имидж. – 2019. – Т. 13, № 4. – С. 664–675. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2019-13-4-664-675 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41861839
- Lynn M. A., Templeton D. C., Ross A. D., Gehret A. U., Bida M., Sanger T. J., Pagano T. Successes and Challenges in Teaching Chemistry to Deaf and Hard-of-Hearing Students in the Time of COVID-19 // Journal of Chemical Education. – 2020. – Vol. 97 (9). – P. 3322–3326. DOI: https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.0c00602
- Sutton H. Guide offers best practices for meeting the needs of deaf students during COVID-19 pandemic // Disability Compliance for Higher Education. – 2020. – Vol. 26 (4). – P. 9-9. DOI: https://doi.org/10.1002/dhe.30938
- Kuntze M., Branum-Martin L., Scott J. Pandemic effects on the reading trajectories of deaf and hard of hearing students: a pilot analysis // Reading and Writing. – 2023. – Vol. 36 (2). – P. 429–448. DOI: https://doi.org/10.1007/s11145-022-10365-4
- Thorén E., Öberg M., Wänström G., Andersson G., Lunner T. Internet Access and Use in Adults With Hearing Loss // Journal of Medical Internet Research. – 2013. – Vol. 15 (5). – P. e91. DOI: https://doi.org/10.2196/jmir.2221
- Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В., Жуйкова О. Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе технического вуза при обучении студентов с нарушением слуха // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 4. – С. 418–435. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.28 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46673415
- Звоненко А. Б. Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность» // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, № 2. – С. 162–167. DOI: https://doi.org/10.30853/ped210029 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45635793
10. Ng W. Can we teach digital natives digital literacy? // Computers and Education. – 2012. – Vol. 59 (3). – P. 1065–1078. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.04.016 URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/28001/1/1001996.pdf
11. Рослякова С. В. О сущности и структуре познавательной компетентности // Вестник университета. – 2012. – № 10. – С. 300–305. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18344983
12. Кублицкая Ю. Г. Обогащение содержания образования, как условие развития познавательной компетентности студентов // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 1. – С. 42–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32736470
13. Vlieghe J. Traditional and digital literacy. The literacy hypothesis, technologies of reading and writing, and the ‘grammatized’ body // Ethics and Education. – 2015. – Vol. 10 (2). – P. 209–226. DOI: https://doi.org/10.1080/17449642.2015.1039288 URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17449642.2015.1039288
14. Green C. L. Digital literacies and the skills of the digital age // Learning in the Digital Age. – 2020. – P. 111–131. URL: https://open.library.okstate.edu/learninginthedigitalage/chapter/digital-literacies-and-the-skills-of-the-digital-age/
15. Viluckiene J. The relationship between online social networking and offline social participation among people with disability in Lithuania // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 185. – P. 453–459. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.413 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815022065
16. Maiorana-Basas M., Pagliaro C. M. Technology use among adults who are deaf and hard of hearing: A national survey // Journal of deaf studies and deaf education. – 2014. – Vol. 19 (3). – P. 400–410. URL: https://www.jstor.org/stable/43666294
17. Toofaninejad E., Zavaraki E. Z., Dawson S., Poquet O., Daramadi P. S. Social media use for deaf and hard of hearing students in educational settings: A systematic review of literature // Deafness and Educational International. – 2017. – Vol. 19 (3–4). – P. 144–161. DOI: https://doi.org/10.1080/14643154.2017.1411874 URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14643154.2017.1411874
18. Шамсутдинова Ю. Ф. Коммуникация с участием слышащих и глухих/слабослышащих людей: потенциал социальных медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2020. – № 5. – С. 54–76. DOI: https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2020.5476 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44180415
19. El-Soud M. A., Hassan A. E., Kandil M. S., Shohieb S. M. A proposed web based framework e-learning and dictionary system for deaf Arab students // International Journal of Electrical & Computer Sciences. – 2010. – Vol. 10 (1). – P. 56–68. URL: https://goo.su/qv2Ww
20. Thorén E. S., Öberg M., Andersson G., Lunner T. Internet interventions for hearing loss // American Journal of Audiology. – 2015. – Vol. 24 (3). – P. 316–319. DOI: https://doi.org/10.1044/2015_AJA-15-0009 URL: https://pubs.asha.org/doi/abs/10.1044/2015_AJA-15-0009
21. Колзина А. Г., Шихова О. Ф., Гареев А. А., Шихов Ю. А., Родригез Булнес М. Г. Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутрифирменного обучения // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, №. 4. – С. 40–78. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-40-78 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48302688
22. Еременко В. Д., Припачкин И. А., Шипко Ю. В., Гавриленко А. В. Вероятностный подход к оценке количественного состава экспертной группы // Воздушно-космические силы. Теория и практика. – 2019. – № 9. – С. 15–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37214566
23. Денисова С. А. Содержание и структура учебно-познавательной компетенции студентов направления подготовки «Лингвистика» // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т. 9, № 11. – С. 220–227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22741249
24. Green C. L. Personal learning networks: Defining and building a PLN // Learning in the Digital Age. – 2020. – P. 91–98. URL: https://open.library.okstate.edu/learninginthedigitalage/chapter/personal-learning-networks_defining-and-building-a-pln/
25. Варинова О. А. Особенности описания социального сообщества глухих людей // Теория и практика общественного развития. – 2020. – № 7. – С. 44–48. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2020.7.7 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43799459