Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 3, С. 70–87
УДК: 
165+37.01+371.263

Формирование концептуальных представлений о реальности на основе рефлексивной практики (опыт исследования)

Серкова В. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация: 

Проблема и цель. Переход от обыденных представлений о реальности к концептуально осмысленным является актуальной проблемой философского образования. Цель исследования – выявление способов этого перехода в ходе работы аспирантов с современной философской литературой, обоснование онтологических и эпистемологических принципов понимания реальности, обобщение современных подходов к решению этой проблемы.
Методология. На основе практики преподавания, восходящей к майевтическому методу Сократа, принципу pro et contra и содержательно определяющейся дискуссиями реалистов и антиреалистов о природе реальности, выявляются способы укрепления дисциплины суждений, совершенствования рефлексивной культуры, прояснения оснований собственных представлений о мире и оформления их в продуманной системе суждений.
Метод исследования формирования концептуальных представлений о реальности предполагает анализ способов перехода от поверхностных мнений через признание их недостаточности и неудовлетворительности к такому знанию, которое Платон называл «теорией» (θεωρία), т. е. рационально выстроенными принципами аналитики. В такой методологической установке (коммуникативно-компетентностной – в современной формулировке) важной является сама последовательность познавательных актов: от обыденных «наивных» представлений к ясному пониманию сложности проблемы, затем к формированию у аудитории вопросов, выводящих за пределы поверхностного представления о реальности, и к возможной концептуальной связанности и обоснованности представлений о реальности.
Результаты. В ходе преподавания аспирантам курса «История и философия науки» автор предложил и обосновал применение трехуровневой конструкции перехода от обыденных представлений о реальности к концептуально значимым.
На первом уровне предлагалось дать интуитивное определение понятия «реальность»; на втором – проанализировать его, опираясь на источники из числа рекомендованных преподавателем или выбранных самостоятельно, затем кратко сформулировать суть реалистического и антиреалистического подходов и выявить логику одного из них; на третьем – перейти на противоположную позицию и представить соответствующие аргументы. Автор обобщил результаты данной методики, включающей критическое преодоление обыденных высказываний о природе реальности и диалог между полярными концептуальными решениями проблемы, и обосновал, что такая практика дает эффект «пробужденного сознания» и становится основой готовности вести внутренний диалог по сложным философским проблемам.
Заключение. Навыки аналитики реальности, представленные в статье, развивают и совершенствуют рефлексивную практику молодых ученых, проясняют основания собственных представлений о мире, оформляют их в аргументированной и критически проработанной системе суждений и формируют их готовность решать сложные проблемы в науке и в философии.

Ключевые слова: 

аналитика реальности; естественная установка; научный реализм; антиреализм; обыденное представление; концептуальное знание; неучтенные онтологические допущения

Библиографическая ссылка:
Серкова В. А. Формирование концептуальных представлений о реальности на основе рефлексивной практики (опыт исследования) // Science for Education Today. – 2024. – № 3. – С. 70–87. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.04
Список литературы: 
  1. Laird-Gentle A., Larkin K., Kanasa H., Grootenboer P. Systematic quantitative literature review of the dialogic pedagogy literature» // The Australian Journal of Language and Literacy. – 2023. – Vol. 46 (1). – Р. 29–51. DOI: https://doi.org/10.1007/s44020-022-00029-9
  2. Zanetti L. Philosophical Problems in the Classroom // Metodo. International Studies in Phenomenology and Philosophy. – 2023. – Vol. 11 (1). – Р. 321–351. DOI: http://dx.doi.org/10.19079/metodo.11.1.321 URL: https://philarchive.org/rec/ZANPPI 
  3. Владимиров Ю. С. Отечественные мыслители об основаниях физической реальности // Метафизика. Научный журнал. – 2021. – № 1. – С. 140–150. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2224-7580-2021-1-140-150  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46222513
  4. Терехович В. Э. Структуры, объекты и реальность // Эпистемология и философия науки. – 2022. – Т. 59, № 3. – С. 166–184. DOI: https://doi.org/10.25205/2541-7517-2020-18-4-5-29  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49497419
  5. Головко Н. В., Эртель И. И. Онтический структурный реализм: онтология паттернов и модальная природа структур // Сибирский философский журнал. – 2020. – Т. 18, № 4. – С. 5–29. DOI: https://doi.org/10.25205/2541-7517-2020-18-4-5-29 URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=45542279
  6. Макеева Л. Б. Теория релевантности, прагматика и проблема значения // Философский журнал. – 2022. – Т. 15, № 3. – С. 125–139. DOI: http://dx.doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-3-125-139   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42617876
  7. Петренко М. В. Эмпирическая теория истины как онтоэпистемологическая основа когнитивной теории метафоры: критический анализ // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2020. – № 53. – С. 13–19. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/1998863Х/53/2  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42617876
  8. Ладов В. А. Аналитический реализм: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2022. – № 68. – С. 25–34. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/1998863Х/68/3  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49705693
  9. Косыхин В. Г., Малкина С. М. Метафизика и реализм: контексты возвращения // Эпистемология и философия науки. – 2021. – № 2. – С. 216–224. DOI: https://doi.org/10.5840/eps202158237 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46288929

10.Мусс А. И. Концепт сознания как проблемное поле современной философии // Вопросы философии. – 2021. – № 2. – С. 100–106. DOI: http://dx.doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-100-106   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44721153

11.Beni M. Cognitive Penetration and Cognitive Realism //Episteme. – 2021. – Vol. 21 (1) – Р. 270–285. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/epi.2021.39 

12.Chakravartty А. Resolving Debates about Scientific Realism: The Challenge from Stances // Philosophy of Science. – 2023. – First View. – Р. 1–10. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/psa.2023.141 

13.Corti A. Scientific Realism Without Reality? What Happens When Metaphysics is Left Out // Foundations of Science. – 2023. – Vol. 28 (1). – P. 455–475. DOI: https://doi.org/10.1007/s10699-020-09705-w

14.Marchetti G. Introduction to In Dialogue with Putnam: Pragmatism, Realism, and Normativity. European Journal of Pragmatism and American Philosophy. – 2021. – Vol. XIII (2). – P. 2494.  DOI:  https://doi.org/10.4000/ejpap.2494

15.Bastianelli M. Putnam’s no Miracles Argument // European Journal of Pragmatism and American Philosophy. – 2021. – Vol. XIII (2). – P. 2524.  DOI: https://doi.org/10.4000/ejpap.2524 

16.Sacilotto D. Realism and Representation: On the Ontological Turn // Speculations IV: Speculative Realism. – 2013. – P. 53–62. DOI: https://doi.org/10.2307/jj.2353969.11     

17.Pils R. Quine's Scientific Realism Revisited// THEORIA. – 2020. – Vol. 86 (5). – Р. 612–642. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/theo.12273/ 

18.Серкова В. А., Лобастова В. А. Проблематика реальности в современных антиреалистических философских теориях (критический обзор) // HORIZON. Феноменологические исследования. – 2022. – № 2. – С. 666–688. DOI: https://doi.org/10.21638/2226-5260-2022-11-2-666-688 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50122864

19.Серкова В. А. Проблематика реальности в философии науки Т. Куна // Эпистемология и философия науки. – 2022. – Т. 59, № 4. – С. 221–236. DOI: http://dx.doi.org/10.5840/eps202259467 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50037802

Дата публикации 30.06.2024