Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 3, С. 83–106
УДК: 
172.12+37.017+37.018+37.035.6

Исследование базовых национальных ценностей современной молодежи: взгляд экспертов

Умеркаева С. Ш. 1 (Москва, Россия), Лаврентьева Е. Ю. 1 (Москва, Россия), Киселева О. И. 1 (Москва, Россия), Ганьшина Г. В. 1 (Москва, Россия)
1 Московский городской педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования базовых национальных ценностей современной молодежи в контексте масштабных социокультурных трансформаций. Цель статьи – выявить особенности формирования базовых национальных ценностей современной молодежи на основе обобщения результатов экспертных мнений педагогических работников образовательных организаций.
Методология. Методологической основой исследования является системный подход к проблеме формирования базовых национальных ценностей современной молодежи. Для достижения поставленной цели авторы использовали теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация) и сбор эмпирических данных посредством интервью с экспертами, методы статистической обработки информации. Исследовательскую выборку составили 33 эксперта из числа педагогов, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Результаты. В статье представлен анализ научных источников и нормативно-правовых документов по проблеме исследования, дано определение понятия «содержание базовых национальных ценностей», выявлены эффективные формы воспитательной работы с молодежью, основные источники получения информации о базовых ценностях человека, определены средства мотивации молодых людей к участию в мероприятиях по формированию системы ценностей; обоснована роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодежи; предложены рекомендации по изучению и формированию базовых национальных ценностей современной молодежи.
Заключение. Сравнительный анализ теоретических источников по проблеме исследования и обобщение экспертных мнений педагогических работников образовательных организаций позволил авторам сделать вывод, что формирование базовых национальных ценностей современной молодежи в условиях трансформирующегося общества необходимо осуществлять на основе комплексного подхода. Основу данного процесса составляет конструктивное взаимодействие педагогов с родительской общественностью, применение эффективных форм воспитательной работы, демонстрация педагогом социальной активности и нравственных норм поведения на собственном примере для привлечения молодежи к участию в мероприятиях.

Ключевые слова: 

базовые национальные ценности; современная молодежь; эксперты; педагогические работники; образовательные организации.

Библиографическая ссылка:
Умеркаева С. Ш., Лаврентьева Е. Ю., Киселева О. И., Ганьшина Г. В. Исследование базовых национальных ценностей современной молодежи: взгляд экспертов // Science for Education Today. – 2025. – № 3. – С. 83–106. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2503.05
Список литературы: 
  1. Земляникина Е. В., Ганьшина Г. В., Заварина С. Ю. Духовно-нравственное воспитание подростков в условиях школьного театра // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2024. – Т. 7, № 1. – С. 97–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63432610 
  2. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Становление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 7–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41271737&ysclid=m8ym54foqq878206746 DOI:  https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.01
  3. Московская Н. В., Никитина Е. Н., Умеркаева С. Ш. Художественно-эстетическое воспитание студенческой молодежи в условиях социально-культурного партнерства вуза и музея // Искусство и образование. – 2022. – № 1. – С. 172–178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48118930 DOI: https://doi.org/10.51631/2072-0432_2022_135_1_172
  4. Мосунова Л. А. Воспитание милосердия как традиционной российской ценности на основе современной подростковой книги // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 4 (70). – С. 317–331. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=71237510 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2024.4.20
  5. Организация семейного досуга средствами социально-культурной анимации: монография / А.В. Бабаев, Е.В. Бабаева, С.Ю. Заварина, Ж.В. Муравьева. – М.: ГГТУ, 2019. – 228 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37216268&ysclid=m3hjpyoiog73509845
  6. Серых А. Б., Букша Л. Ф., Осипова Е. В. Сформированность патриотических ценностей как предиктор психологической и нравственной устойчивости молодых людей призывного возраста // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 4 (70). – С. 512–532. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=71237558  DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2024.4.32
  7. Соколов М. В., Кучеревская М. О., Шаляпин О. В., Кобачевская С. М. Воспитание гражданских ценностных ориентаций современной молодежи: оценка влияния специально организованной художественной практики международного пленэра // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 5. –С. 76–95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=74497652 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2405.04
  8. Трансформация социокультурных ценностей населения: социологический анализ: коллективная монография / Под редакцией И.В. Шиндряевой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2019. – 140 с. URL: https://sowa-ru.com/wp-content/uploads/2019/08/shindryaeva_monografiya.pdf?ysclid=m3hjt13lka960586575
  9. Умеркаева С. Ш., Буянова Н. Б., Никитина Е. Н. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 215–228. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41652641 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.18

10. Формирование здорового образа жизни современной семьи: коллективная монография / А.В. Бабаев, Е.В. Бабаева, Е.И. Григорьева, Г.И. Грибкова, С.Ю. Заварина, Л.В. Старых. – М.: ГГТУ, 2017. – 205 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32338144&ysclid=m3hjxjh1nw837038960

11. Хрипунова О. Г., Поляруш А. А., Селиванова Е. В., Лунева Е. В. Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 24–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41271738

 DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.02

12. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Сиврикова Н. В. Личностные ценности подростков малого и большого городов и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 215–233. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191475  DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15

13. Шутенко А. И., Шутенко Е. Н., Локтева А. В. Ценностные измерения волонтерской деятельности как сферы нравственного роста и гражданского участия студенческой молодежи // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 1. – С. 537–554. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=62769562  DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.30

14. AlMajali S., AlKhaaldi K. Values of Tolerance in Relation to Academic Achievements, Cultures, and Gender among UAE Universities Students // International Journal of Instruction. – 2020. – Vol. 13 (3). – Р. 571–586. DOI: https://doi.org/10.29333/iji.2020.13339a

15. Ashilova M. S., Begalinov A. S., Pushkarev Yu. V., Begalinova K. K., Pushkareva E. A. Values in foundation of modern globalizing society: Change study // Science for Education Today. – 2023. – Vol. 13 (2). – P. 99–121. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=53699841  DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2302.05

16. Babaev A. V., Babaeva E. V., Ganshina G. V. Modern family leisure activities organization in theme parks // Perspectives of science and education. – 2019. – № 5. – С. 345–358. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41266927 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.5.24

17. Bayram S. A. On the role of intrinsic value in terms of environmental education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 47. – P. 1087–1091. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.783

18. Chen H.-L., Yohannes A., Hung N.-L. Effects of escape room game-based civics education on junior high school students' learning motivation, critical thinking and flow experience // British Journal of Educational Technology. – 2024. – Vol. 56 (3). – P. 1170–1190. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13519 

19. Chikaeva K. S., Rachipa A. V., Karapetyan E. A., Davydova G. I., Kobysheva L. I., Ganshina G. V. The role of education in the formation of competitiveness of student youth at the modern labor market // Revista Gênero e Direito. – 2020. – Vol. 9 (4). – P. 882–898. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43010205 

20. Costa M. V. Education for Civic Virtue or Patriotism? // Journal of Social Philosophy. – 2020. – Vol. 52 (3). – P. 383–392. DOI: https://doi.org/10.1111/josp.12364 

21. Curren R., Dorn C. Patriotic Education in a Global Age: A brief introduction // Journal of Social Philosophy. – 2021. – Vol. 52 (3). – P. 377–382. DOI: https://doi.org/10.1111/josp.12429

22. Gladkikh V. G., Andreeva E. A., Baklanova T. I., Kamenskaya I. B., Kartavaya Yu. K., Shevchenko A. N., Gundarin M. V. Creator-based functions of teacher-student interaction in university information educational environment // Humanidades & Inovação. – 2021. – Vol. 8 (31). – С. 177–184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49398110

23. Grigorieva E. I., Kruglova M. G., Yushchenko N. S., Asatryan O. F., Oparina N. A., Gribkova G. I. The use of directing technologies in the system of additional education // Edelweiss Applied Science and Technology. – 2021. – Vol. 5 (1). – Р. 61–65. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=48152086 DOI: https://doi.org/10.33805/2576-8484.196

24. Gruzdev M. V., Ivanova E. O., Tarkhanova I. Yu., Kharisova I. G. Continuous pedagogical education: value orientations of entry into profession // Perspectives of Science and Education. – 2022. – № 1. – Р. 25–41. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=48159832  DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.2

25. Kasyanov V. V., Davydova G. I., Mоtsovkina E. V., Ganshina G. V., Gafiatulina N. Kh., Sheinova T. G., Zavarina S. Yu. Volunteering as a mechanism of socio-pedagogical work and youth social policy of the state under the conditions of risk // Humanidades & Inovação. – 2021. – Vol. 8 (31). – Р. 79–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46547316

26. Miron E., Erez M., Naveh E. Do Personal Characteristics and Cultural Values That Promote Innovation, Quality, and Efficiency Compete or Complement Each Other? // Journal of Organizational Behavior. – 2004. – Vol. 25 (2). – P. 175–199. DOI: https://doi.org/10.1002/job.237 

27. Rezer T. M. Social values of students in conditions of digitalization of education and Covid-19 // Integration of Education. – 2021. – Vol. 25 (2). – Р. 226–243. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=46154602&ysclid=m8yn5c0jma242689466 DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-243

28. Sergeyeva V., Medved E., Gribkova G., Kiselyova O., Levina I., Milkevich O., Pitenko S. Sociocultural interaction of a university and the creative leisure industry businesses in the system of personnel training for educational and cultural institutions // Espacios. – 2019. – Vol. 40 (9). – Р. 9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38695351

29. Thabit S., Sancino A., Mora L. Strategic public value(s) governance: A systematic literature review and framework for analysis // Public Administration Review. – 2024. – Vol. 85 (3). – P. 885–906. DOI: https://doi.org/10.1111/puar.13877

30. Vishnevsky V. A., Beresnev A. A., Bura L. V., Vakula I. M., Alekseenko I. N., Ganshina G. V. Professional competences of a higher school teacher: socio-pedagogical analysis of personal qualities and priority areas of educational activity // Revista on line de Política e Gestão Educacional, Araraquara. – 2021. – Vol. 25 (7). – P. 4250–4263. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=69248019 DOI: https://doi.org/10.22633/rpge.v25iesp.7.16182

Дата публикации 30.06.2025