Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 3, С. 184–192
УДК: 
811.161.38

Доступность современного официально-делового документа: лингвопрагматические аспекты

Орлова Н. В. 1 (Омск, Россия)
1 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Аннотация: 

Статья посвящена письменной официально-деловой коммуникации. Цель статьи – выявить стилевые тенденции, значимые в аспекте коммуникативной категории доступности. Исследование проведено на материале документов с разными типами адресатов (адресатом-«работником» и адресатом-«населением»). Сопоставление данных видов документов по критериям трудности текста показало отсутствие существенных различий между ними. К наиболее системным стилевым тенденциям, затрудняющим понимание, от-носятся усиление нелинейного характера текста, переход общелитературных слов в разряд терминов, повышение уровня абстрактности имен и глаголов. Описаны конкретные проявления отхода документов от «общего» русского языка в сфере грамматики. Показано, что в документе, создаваемом по прецеденту, игнорируются правила оформления лексико-грамматических связей. Сделан вывод о том, что предметная область документа прямо не определяет степень его доступности для понимания адресатом. Адресат-«население» обнаруживает барьеры понимания в текстах на близкие для него темы. Адресат-работник, кроме своей предметной области, должен знать предметную область делопроизводства, то есть овладеть вторым профессиональным языком. Современный документ превращается в текст, отражающий две специальные области знаний.

Ключевые слова: 

категория доступности, официально-деловой документ, трудность текста, адресат-население, адресат-работник, предметная область документа

Библиографическая ссылка:
Орлова Н. В. Доступность современного официально-делового документа: лингвопрагматические аспекты // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 3. – С. 184–192. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1403.19
Список литературы: 

1. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. – М., 2003.
2. Демьянков В.З. Интерпретация текста и стратагемы поведения // Семантика язы-ковых единиц и текста (лингвистические и психолингвистические исследования). – М., 1979. – С. 109–116.
3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2001.
4. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. – М., 2005.
5. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редак-торам. – М., 1981.
6. Москальчук Г.Г. Размер предложения и абзаца как фактор структурной гармонии текста // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. – Бийск, 1998. – Т. 2. – С. 27–37.
7. Орлова Н.В. О некоторых ресурсах доступности распорядительного документа // Коммуникация. Мышление. Личность: материалы международной научной конференции, посвященной памяти профессоров И.Н. Горелова и К.Ф. Седова. – Саратов, 2012. – C. 442–448.
8. Орлова Н.В. Русскоязычный официально-деловой документ в восприятии адресата-неспециалиста // Вестник Сургутского педагогического университета. – 2013. – № 5 (26). – С. 31–36.
9. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под редакцией В.И. Мак-симова, А.В. Голубевой. – М., 2012.

Дата публикации 20.06.2014