Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 1, С. 46–55
УДК: 
37:101

Предметно-методологические особенности философии образования

Князев Н. А. 1 (Красноярск, Россия)
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Аннотация: 

В статье анализируется предмет философии образования в истории классических философских систем. Цель статьи – определить методологические особенности развития современной философии образования. В условиях междисциплинарного взаимодействия и активного влияния общенаучных теорий (системный анализ, синергетика, эволюционный подход, науковедение) формируются относительно самостоятельные философские дисциплины. Общая картина теоретического осмысления образовательного процесса – это интегрированное усилие представителей философии, общенаучных теорий и частнонаучных дисциплин. Данная особенность конкретизируется в аспекте сущностного исследовательского подхода. Этот подход – решение вопроса о соотношении «сущности» и «существования», об опосредствовании сущности исследуемого предмета его (и ее) существованием. Анализируются примеры повышенного внимания ученых к исследованию сложных социальных объектов. Сущность таких объектов раскрывается в тесной связи со всей совокупностью факторов и условий, составляющих сферу ее опосредствования.

Ключевые слова: 

философия образования, методология, междисциплинарное взаимодействие, общенаучные теории, сущность, существование, сущностный исследовательский подход

https://elibrary.ru/item.asp?id=22943099

Библиографическая ссылка:
Князев Н. А. Предметно-методологические особенности философии образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1. – С. 46–55. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1501.04
Список литературы: 

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Том 4. – М.: Мысль, 1984.

2. Гегель. Работы разных лет: в 2 т. Том 1. –М.:  Мысль, 1972.

3. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.

4. Князев Н. А. Актуальные вопросы методологических исследований в области философии образования // Философия образования. – 2012. – № 1. – С. 44–53.

5. Князев Н. А. Онтологические проблемы глобализации в аспекте «инставрации» философии и образования // Философия образования. – 2013. – № 2. – С. 49–57.

6. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Интеллектуальная культура: ценностные факторы образовательно-научного развития // Философия образования. – 2013. – № 6. – С. 67–71.

7. Наливайко Н. В. Глобализация и изменение ценностных ориентиров российского образования // Философия образования. – 2012. – № 6. – С. 27–32.

Дата публикации 04.02.2015