Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 5, С. 79–91
УДК: 
81’373

Коммуникативная ситуация скандала: семантика достоверности

Храмцова Л. Н. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье исследуются активные процессы в семантике слова скандал, происходящие в современном русском языке. Обосновывается мысль о том, что изменения в лексическом значении формируются под влиянием социальных процессов, происходящих в обществе. Обращение к масс-медийному дискурсу объясняется тем, что основным пространством возникновения и распространения современных скандалов являются СМИ и Интернет. Прослеживается тенденция подавать происходящие в обществе события со скандальной окраской. На основе изучения текстов СМИ установлено, что слово скандал изменяет свою семантику, появляются новые смысловые компоненты, не отраженные в толковых словарях. Особое внимание уделяется влиянию контекстного окружения на формирование позитивной коннотации в слове: делается вывод о смысловом сближении с семантическими полями «Успех», «Карьера», «Пиар». Скандал из негативного явления, которое старались скрыть, превращается в стратегию для привлечения внимания.
Выявлены ядерные компоненты в лексическом значении слова скандал: событие должно иметь характер новизны, быть шокирующим, сенсационным, может быть основано на недостоверных сведениях, служить цели повышения популярности, рейтинга участника скандала.

Ключевые слова: 

семантика, активные процессы в языке, коммуникативная ситуация, скандал, конфликт

https://elibrary.ru/item.asp?id=24284517

Библиографическая ссылка:
Храмцова Л. Н. Коммуникативная ситуация скандала: семантика достоверности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5. – С. 79–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1505.07
Список литературы: 
  1. Дмитриев А. В., Сычев А. А. Скандал. Социофилософские очерки. – М.: ЦСП и М, 2014. – 323 с.
  2. Демьянков В. З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие / отв. ред. М. Н. Володина. – М.: Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2003. – С. 116–133.
  3. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Терра, 1996. – Т. 4. – 752 с.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987. – 750 с.
  5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. и сост. С. А. Кузнецов. – Санкт-Петербург: Норинт, 1998. – 1536 с.
  6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. – М.: Прогресс, 1964–1973. – Т. 3. Муза – Сят, 1971. – 827 с.
  7. Коряковцева Е. И. Связь скандала и соблазна // Русская речь. – 1984. – № 6. – С. 61–64.
  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М.: Русский язык, 1991 – Т. 4. – 684 с.
  9. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / под ред. Ю. Н. Караулова и др. – М.: Астрель; АСТ, 2002. – Т. 1: От стимула к реакции. – 784 с.
  10. Волынская А. Г. Скандал как субверсивная практика. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 60 с.
  11. Демьянков В. З. Семиотика событийности в СМИ // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под ред. М. Н. Володиной. – М.: Альма Матер; Академический Проект, 2008. – C. 183–210.
  12. Кочкин М. Ю. Политический скандал как лингвокультурный феномен: дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2003. – 184 с.
  13. Словарь синонимов: справочное пособие / под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Наука, 1976. – 648 с.
  14. Ярославцева Е. И. Скандал в контексте коммуникативных процессов // Социология образования. – 2012. – № 2. – С. 50–57.
  15. Хашковский А. В. Стратегии PR [Электронный ресурс]. – URL: http://sovetnik.ru/press/2004/01/31/press_21290.html (дата обращения 30.07.2015).
Дата публикации 09.10.2015