Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 6, С. 111–120
УДК: 
378+37.0

Концепция управления системой образования в современном высшем учебном заведении на основе синергетического подхода

Шаляпин О. В. 1 (Новосибирск, Россия), Лопуха А. Д. 1 (Новосибирск, Россия), Федосеева И. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье обозначены проблемы современного образования. Рассмотрены основные положения синергетического подхода. Представлен сравнительный анализ управления системой образования с позиций синергетического подхода. Образование взаимодействует со всеми институтами общества, не только выполняя его социальный заказ, но и формируя новую реальность. Анализируя соотношения традиции и инновации в образовании, авторы отмечают особую роль традиции в сохранении управляемости образования и успешности решения задач социализации новых поколений. Инновации, как средство перемен в системе, в отсутствие их сбалансированности с устоявшимися традициями образования способны опасно расшатать его базовые устои. Поэтому особенно важно обеспечить культуроцентричность высшей школы, как хранительницы социокультурного кода российского народа.

Ключевые слова: 

образование, синергетика, нелинейность, неравновесность, бифуркация, роль традиций в образовании, инновации как средство перемен, культуроцентричность высшей школы

https://elibrary.ru/item.asp?id=25112123

Библиографическая ссылка:
Шаляпин О. В., Лопуха А. Д., Федосеева И. А. Концепция управления системой образования в современном высшем учебном заведении на основе синергетического подхода // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 111–120. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1506.12
Список литературы: 
  1. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. – М.: Мысль, 1971. – Т. 2. – 209 с.
  2. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: ИФ РАН, 1999. – 204 с.
  3. Краткий словарь по философии. Более 1000 статей / авт.-сост. Н. Н. Рогалевич. – Минск: Харвест, 2008. – 832 с.
  4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с анг. – изд. 4-е, стер. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 312 с.
  5. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. Москва – Ижевск: Институт компьютерных технологий, 2003. – 320 с.
  6. Громкова М. Т. Синергетические подходы в современном образовании. Синергетика и учебный процесс / под ред. В. С. Егорова, В. И. Корниенко. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – 300 с.
  7. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. – 1997. – № 3. – С. 62–79.
  8. Пугачева Е. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России. – 1998. – № 2. – С. 41–45.
  9. Богатырева О. А., Шиллеров А. Е. Синергетика социальности. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. – 292 с.
  10. Киященко Н. И. Синергетические проблемы образовательного процесса. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. – М.: Прогресс – Традиция, 2007. – 592 с.
  11. Абасова З. Инновации в образовании и синергетика // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2007. – № 4. – С. 3–17.
  12. Егорычев А. М. Антропоцентризм как выражение гуманитарной парадигмы в образовании // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. – 2008. – № 3. – С. 17–24.
  13. Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. – М.: Философское общество СССР, 1990. – 240 с.
  14. Ильин И. А. Основы христианской культуры. – СПб.: Шпигель, 2004. – 352 с.
  15. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. Культуроцентричность и компетентность в современном социальном образовании. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 155 с.
  16. Делокаров К. Х. Синергетика и новая образовательная парадигма. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. – М.: Прогресс – Традиции, 2007. – 592 с.
Дата публикации 20.12.2015