Региональный контекст проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ в педагогическом вузе
В статье актуализируется использование интегративного подхода при проектировании и реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в логике модернизации педагогического образования в России на современном этапе.
Интегративный подход рассматривается как средство определения содержания образовательных программ педагогического образования, структуры подготовки педагогических кадров и организации образовательного процесса в соответствии с потребностями развития системы образования в конкретном регионе. Постановка проблемы и поиск ее решения осуществлены на примере образовательной деятельности Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул).
Разрабатываемые и реализуемые в университете инновационные образовательные проекты имеют индикаторы, подтверждающие их эффективность. Это и положительная динамика трудоустройства выпускников за последние годы, и рост показателей конкурсного и целевого приема абитуриентов, и активизация участия работодателей в реализации программ подготовки педагогических кадров для региональной системы образования.
интегративный подход в образовании, модернизация педагогического образования, профессиональный стандарт педагога, регионально-ориентированное проектирование программ педагогического образования, сетевое взаимодействие образовательных организаций
- Лазаренко И. Р. Основы управления инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования: моногр. – Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2004. – 337 с.
- Загвязинский В. И. Будущее образования: перспективные линии развития // Народное образование. – 2014. – № 10. – С. 9–15.
- Черниченко Б. А. Образовательная политика в России в начале XXI века // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции; г. Барнаул, 13–15 октября 2014 года / под ред. М. П. Тыриной. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – С. 120–122.
- Гущин А. В. Методология системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. – Нижний Новгород, 2015. – 50 с.
- Лазаренко И. Р., Черниченко Б. А. В чем суть модернизации педагогического образования? // Аккредитация в образовании. – 2014. – № 71. – С. 29–31.
- Подзолков В. Г. Организационные основы внедрения инновационных технологий подготовки учителя // Школа и производство. – 2015. – № 4. – С. 48–52.
- Веретенникова Л. А. Модернизация системы дополнительного профессионального образования в педагогическом вузе // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-проактической конференции; г. Барнаул, 13–15 октября 2014 года / под ред. М. П. Тыриной. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – С. 43–45.
- Гнатюк О. Л. От гумбольдтовской до рыночной модели высшего образования: модернизация или кризис? // Ученый совет. – 2015. – № 1/2. – С. 85–90.
- Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации». Аналитическая справка о ходе реализации проекта. – М.: МГППУ, НИУ ВШЭ, 2015. – 38 с.
- Монахов В. М., Фирстов В. Е. Условия и факторы формирования концепции модернизации российского образования // Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 24–36.
- Лазаренко И. Р., Волохов С. П. Интегративный подход к проектированию и реализации образовательных программ высшего образования в педагогическом вузе: потребность, опыт, перспективы // Вестник педагогических инноваций. – 2015 – № 3. – С. 35–41.
- Лазаренко И. Р. Развитие трансграничного педагогического образования в порубежье Большого Алтая // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2014. – № 19. – С. 21–25.
- Энциклопедический словарь. Сайт словарей и энциклопедий «Толковый словарь русского языка» [Электронный ресурс]. – URL: http://tolkslovar.ru (дата обращения: 14.09.2015).
- Тюнников Ю. С. Основные понятия, раскрывающие взаимосвязь как дидактическую категорию. – Тбилиси: НИИ «Педагог», 1983. – 186 с.
- Лопаткин В. М. Интеграция как перспективное направление модернизации регионального педагогического образования // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции; г. Барнаул, 13–15 октября 2014 года / под ред. М. П. Тыриной. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – С. 86–89.