Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 1, С. 7–22
УДК: 
376

Мониторинг эффективности инклюзивной практики

Ряписов Н. А. 1 (Новосибирск, Россия), Ряписова А. Г. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье представлен обзор основных проблем, связанных с проведением мониторинга эффективности инклюзивной практики и рассмотренных на IV Международной научной школе по проблемам инклюзивного образования. Определен понятийный аппарат в аспекте заявленной темы. Раскрыты подходы к оценке успешной образовательной инклюзии. Описан научно-практический опыт и результат внедрения инновационного регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» для выработки стратегий решения проблемных вопросов развития инклюзивного образования в массовой практике. Представлена технология организации мониторинга инклюзивного процесса в образовании, предложены критерии и показатели эффективности инклюзивного образовательного процесса, инструментарий оценки качества процесса и результатов инклюзивного образования. Рассмотрены подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики и дана оценка социального влияния инклюзивного процесса в образовании. Проанализирован потенциал применения разнообразных, в том числе – интерактивных форм работы участников в рамках проведения научно-образовательных мероприятий: пленарное заседание, вебинар, диалоговая лекция, тематическая дискуссия, круглый стол, панельная дискуссия, мастер-класс, форсайт-сессия, кейс-стади, бэкграунд, презентация группового проекта.

Ключевые слова: 

мониторинг, инклюзивное образование, эффективность образовательного процесса, технология организации мониторинговых исследований в условиях инклюзивного образования, критерии и показатели эффективности инклюзивного образовательного процесса, инструментарий оценки качества процесса и результатов инклюзивного образования

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017605885&origin=...

Monitoring the effectiveness of inclusive practices

Библиографическая ссылка:
Ряписов Н. А., Ряписова А. Г. Мониторинг эффективности инклюзивной практики // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 7–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.01
Список литературы: 

1.  Алехина С. В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы I Международной конференции. – М.: Изд-во МГППУ, 2011. – С. 20–22.

2.  Алехина С. В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 3. – С. 46–48.

3.  Алехина С. В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 1. – С. 70–72.

4.  Банч Г., Алёхина С. В., Зиглер Р. Социальные преимущества инклюзии. Результаты исследования влияния инклюзивного образования на развитие детей [Электронный ресурс] // Эффективные технологии инклюзивного образования: в 4 ч.: всероссийская научная школа с международным участием, г. Новосибирск, 22–25 октября 2013 г.: учебное видео. – Ч. 2: Особенности методики обучения и воспитания детей при реализации инклюзии / под ред. А. Г. Ряписовой; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. – Новосибирс : НГПУ, 2013. – 769 МБ – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. – URL: https://lib.nspu.ru/views/library/59761/save.php

5.  Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии [Электронный ресурс]: практическое пособие / под ред. М. Вогана; пер. И. Аникеева; под общ. ред. М. Перфильевой. – М.: Перспектива, 2013. – URL: http://www.gosbook.ru/node/37022

6.  Банч Г., Алёхина С. В., Зиглер Р. Подходы к оценке академической успеваемости и образовательных результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]  // Эффективные технологии инклюзивного  образования: в 4 ч.: всероссийская научная школа с международным участием, г. Новосибирск, 22–25 октября 2013 г.: учебное видео. – Ч. 4: Способы организации инклюзии во внеурочной, воспитательной и развивающей работе / под ред. А. Г. Ряписовой; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 649 МБ – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. – URL: https://lib.nspu.ru/views/library/17778/save.php

7. Рефлексия в образовательном процессе [Электронный ресурс]: электронное методическое пособие: текстовое (символьное) электронное издание / авт.-сост. Т. В. Рюмина, А. Г. Ряписова. – № гос. регистрации в Информрегистре РФ – 0321502669. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. – Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/ 60950/web.php

8. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Теория и практика инклюзивного образования: учебно-методическое пособие: в 3 ч. – Ч. 3. Теория и практика инклюзивного образования: эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики. – База данных, объем 9 000 КБ. – № гос. регистрации (Роспатент) 2013620827. – Новосибирск: НГПУ, 2013.

9.  Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики // Сибирский педагогический журнал. –  2013. – № 2. –
С. 226–232.

10. Ряписова А. Г. Научная школа как эффективная форма подготовки кадров в сфере инклюзивного образования // Вестник педагогических инноваций. – 2013. – № 1 (31). – С. 47–57.

11. Чепель Т. Л., Абакирова Т. П., Самуйленко С. В. Итоги мониторинговых исследований эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Алехина. – М.: Буки Веди, 2013. – С. 104–109.

12. Чепель Т. Л., Абакирова Т. П., Самуйленко С. В. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 1. – С. 33–41.

13. Bunch G. Inclusion: How to: Essential classroom strategies. − Toronto: Inclusion Press, 1999. –
P. 87–99.

14. Bunch G., Valeo A. Student attitudes toward peers with disabilities in inclusive and special education schools // Disability and Society. – 2004. − № 19 (1). − P. 61–76.

15. Bunch G., Valeo A. Inclusion: Recent research. − Toronto: Inclusion Press, 1997.

16. Bunch G. The need for redefinition. // The inclusion papers: Strategies to make inclusion work / Eds. J. Pearpoint, M. Forest, and J. Snow. − Toronto: Inclusion press, 1989. – P. 111–113. 

17. Bunch G. Kids, disabilities and regular classrooms: An annotated bibliography of selected children's literature. − Toronto: Inclusion Press, 1995. 

18. Bunch G., Lupart J., Brown M. Resistance and Acceptance: Teacher attitudes to inclusion of students with disability. − Toronto: Faculty of Education, York University, 1997.

19. Valeo A. Inclusive education support systems: Teacher and administrator views. Unpublished Masters Research Project. − Toronto: Faculty of Education, York University, 1994.

20. Ebersold, Serge Keynote intervention on Inclusive Education in Europe URL: http://www.includ-ed.eu/sites/default/files/documents/conference_ppt_prof._ebersold.pdf

21. Ebersold, Serge Transition to tertiary education and to employment of young adults with mental health problems. URL: http://www.oecd.org/els/emp/45106530.pdf

22. Ebersold,   Serge Special needs education in central Asia: some key   features for implementing inclusive education   // Central Asia Forum on Education. – Bishkek, 16 September 2009. URL: http://www.unicef.org/ceecis/Serge_Ebersold_central_asia_16_sept_09.pdf

23. Ministère de l'éducation nationale, De l'enseignement supérieur et de la recherche. URL: www.education.gouv.fr

Дата публикации 29.02.2016