Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы
В статье представлены методологические и аксиологические основания проблемы соотнесения фундаментального и специализированного знаний в условиях складывающейся непрерывности образовательного процесса в информационном обществе.
Акцентируется внимание на существующем противоречии, когда концептуальные и методологические основы изучения и понимания системы образования, сложившиеся ранее, применяются для изучения образования в условиях информационного общества и общества знания. Подчеркивается, что изменение особенностей образовательных процессов в информационном обществе связывается исследователями с новым определением свойств непрерывности образования. Образование в современных условиях становится действительно непрерывным и продолжающимся на протяжении всей жизни человека. Акцентируется внимание на роли фундаментального знания в развитии непрерывного образования. Непрерывное образование должно стимулировать развитие критического образа мышления.
Раскрываются понятие и признаки процесса фундаментализации образования. Подчеркивается, что происходящие в науке процессы противоречиво отражаются в сфере образования, а фундаментальное знание в образовании является основой для выработки стратегического мышления. Обосновывается необходимость формирования у профессионала научных форм системного мышления. Сознательное использование философской методологии ориентирует соответствующим образом теорию и практику образовательного процесса. Применение приемов системной (научной) методологии в сфере образования способствует оптимальной научной сбалансированности этой системы. Рассматриваются аксиологические основания фундаментальности образовательного знания.
образовательная система, непрерывное образование, фундаментальное научное знание, фундаментализация образования, система ценностей
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017644031&origin=...
Fundamental knowledge in the context of the problems lifelong learning and continuing education
- Akçay C. R., Yıldırım R. Evaluating the Continuing Education Centers in Terms of Life Long Learning. Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 116, 21 February 2014, Pages 1756–1762
- Aleandri G., Refrigeri L. Lifelong Learning, Training and Education in Globalized Economic Systems: Analysis and Perspectives. Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 93, 21 October 2013, Pages 1242–1248
- Aleandri G., Refrigeri L. Lifelong Education and Training of Teacher and Development of Human Capital. Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 136, 9 July 2014, Pages 542–548
- Areekul Ch., Ratana-Ubol A., Kimpee P. Model Development for Strengthening Social Capital for Being a Sustainable Lifelong Learning Society. Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 191, 2 June 2015, Pages 1613–1617
- Henschke J. A. An International Perspective on Reorienting Traditional Higher Education Institutions toward Lifelong Learning. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 142, 14 August 2014, Pages 36–46
- Hubackova S., Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education. Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 159, 23 December 2014, Pages 396–400
- Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World. Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 180, 5 May 2015, Pages 19–24
- Laal M. Lifelong Learning and Technology. Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 83, 4 July 2013, Pages 980–984
- Laal M., Laal A., Aliramaei A. Continuing Education; Lifelong Learning. Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 116, 21 February 2014, Pages 4052–4056
- Németh B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Adult Learning and Education. Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 142, 14 August 2014, Pages 97–103
- Беспалько В. П. Не пора ли менять стратегию образования // Педагогика. – 2001. – № 9 – С. 87–95.
- Борытко Н. М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога – воспитателя в системе непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 11 (75). – С. 41–45.
- Вершловский С. Г. Образование взрослых: теоретические и методические проблемы // Непрерывное образование. – 2012. – № 1. – C. 23–31
- Даниелян Н. В.Роль системного подхода в современном фундаментальном образовании // Философия образования. – 2004. – №1 (9). – С. 11–18.
- Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 7. – С. 106–109.
- Игнатьев В. И., Розанов Ф. И. Образование в информационную эпоху // Философия образования. – 2008. – № 2 (23). – С. 76–86.
- Ильинский И. М. Образовательная революция. – М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2002. – 592 с.
- Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: Монография. – Красноярск : Сиб.Гос.Аэрокосм Ун-т, 2008. – 270 с.
- Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. –2013. – Т. 1. № 1 (1). – С. 2–18.
- Леонидова Г. В., Устинова К. А. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 6 (24). – С. 124–137.
- Майер Б. О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования: монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. – 276 с.
- Майер Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – 213 с.
- Мацкевич В. В. Образование // Всемирная энциклопедия. Философия. – М. : АСТ; Мн.: Харвест; Современный литератор, 2001. – С. 717.
- Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информация. Философские очерки. – Спб.: Наука, 1994. – 143 с.
- Москаленко А. Т. Динамика знаний и образования в условиях научно-технической революции // Философия образования. – 2002. – № 5. – С. 75–79.
- Наумова Т. Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования // Компетентность. – 2009. – № 5. – С. 10–16.
- Орланова А. И. Обществу знаний – непрерывное образование // Высшее образование в России. – 2011. – № 2. – С. 114–120.
- Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с.
- Пушкарёв Ю. В., Латуха О. А. Современное образовательное учреждение: методология научного подхода: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 192 с.
- Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с.
- Пушкарёва Е. А., Латуха О. А. Интеграция науки и образования: проблемы реализации в образовательном учреждении: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 184 с.
- Романенко И. Б. Непрерывное образование и проблема фундаментальности // Непрерывное образование. – 2012. – № 1. – C. 12–17.
- Рыбакина Н. А. Непрерывное образование как новая образовательная парадигма // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2013. – № 3. – С. 14–22.
- Ушакова Е. В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: в 2 ч. – Барнаул, 1998.
- Ушакова Е. В. Знаниеведение и управление: моногр. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006.
- Чуринов Н. М. Российская система образования как фактор стабилизации общественной жизни // Философия образования. – 2007. – № 1 (18). – С. 146–152.
- Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – С. 36–49.