Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 1, С. 43–56
УДК: 
378:159.9

Факторный анализ развития инновационной готовности преподавателей вуза

Авакян И. Б. 1 (Сызрань, Россия), Виноградова Г. А. 2 (Тольятти, Россия)
1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им.проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина"
2 Тольяттинский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию феномена инновационной готовности преподавателей вуза. Цель статьи – выявление факторов, влияющих на развитие инновационной готовности преподавателей вуза.
Методология. Методология исследования представлена на основе теоретического анализа современной отечественной и зарубежной научной литературы по данной проблематике, обобщения психолого-педагогических исследований в области инновационной педагогической деятельности. Исследование проводится на основе эмпирических методов (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа), математико-статистических методов обработки полученных данных (одновыборочный критерий λ-Колмогорова–Смирнова, метод линейной регрессии, «метод главных компонент» факторного анализа). Выборка составила 2 036 преподавателей на базе 9 высших учебных заведений России.
Результаты. Во-первых, выявлены факторы, способствующие динамике развития и изменения инновационной готовности преподавателей вуза: внешний фактор – социально-психологический климат педагогических коллективов вузов; внутренние факторы – динамические и статические. Во-вторых, выявлена линейная связь между социально-психологическим климатом и внутренними факторами развития инновационной готовности преподавателей вуза. В-третьих, на основе представленного факторного анализа предложена факторная модель развития инновационной готовности преподавателей вуза.
Заключение. Делается вывод, что факторную модель развития инновационной готовности преподавателей вуза следует рассматривать в качестве приоритетного направления инновационной педагогической деятельности с целью повышения инновационной активности и обеспечения конкурентоспособности преподавателей российских вузов.

Ключевые слова: 

инновационная готовность; социально-психологический климат; педагогический коллектив; высшее учебное заведение; коммуникативные способности; профессионально-педагогическое саморазвитие; мотив к успеху

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38165982

Процентиль актуальности SciVal: 99.849 Entrepreneurial Intention | Effectuation | Opportunity Recognition

URL SCOPUS: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065095464&origin=...

Factor analysis of developing innovative readiness of academic staff

Библиографическая ссылка:
Авакян И. Б., Виноградова Г. А. Факторный анализ развития инновационной готовности преподавателей вуза // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 43–56. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.03
Список литературы: 
  1. Руднева Т. И., Соловова Н. В. Преподаватель вуза: новая парадигма высшего образования, стратегии педагогической деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология. – 2016. – № 4. – С. 103–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28158079
  2. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. – 2014. – № 3. – С. 3–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21398979 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-3-21
  3. Авакян И. Б. Оценка готовности преподавателя высшей школы к применению инновационных технологий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2018. – №. 1. – С. 63–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32785985 DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-63-78
  4. Прищепа Т. А. Особенности подготовки педагогов к инновационной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6. – С. 47–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21682103
  5. Козулина А. П. Готовность преподавателей российских вузов к подготовке иностранных студентов: критерии и способы оценивания // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 6. – С. 54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23455853 DOI: http://dx.doi.org/10.15862/54PVN614 
  6. Подымова Л. С. Специфика инновационной восприимчивости преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2015. – № 1. – С. 46–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24312330
  7. Минияров В. М., Эстерле А. Е. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. – 2017. – № 1. – С. 26–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28341214 DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-1-26-37 
  8. Журкин М. Г., Борисова Е. В. Типология преподавателей вуза с позиций инновационной активности в профессиональной сфере // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3-2. – С. 90–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23215104
  9. Копытова Н. Е. Инновационные компетенции преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2013. – № 1. – С. 28–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20133121 
  10. Сергиенко Ю. А., Суняйкина Т. В. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № S3. – С. 81–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25279451
  11. Бичева И. Б., Китов А. Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 6. – С. 45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23455844 DOI: http://dx.doi.org/10.15862/45PVN614
  12. Прохорова М. П., Семченко А. А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 1-1. – С. 26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25715363
  13. Иванова Н. Л., Попова Е. П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 184–206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28879314 DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-184-206
  14. Будникова С. П. Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 5. – С. 14–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30455079 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220502
  15. Марголис А. А., Аржаных Е. В., Гуркина О. А., Новикова Е. М. Готовность педагогов к введению профессионального стандарта: результаты социологического исследования // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 2. – С. 22–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26376208  DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2016210204
  16. Пантелеева В. В., Кнышева Т. П. Опросник инновационной готовности персонала // Акмеология. – 2016. – № 3. – С. 81–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27525903 
  17. Weitze C. L. Designing pedagogical innovation for collaborating teacher teams // Journal of Education for Teaching. – 2017. – Vol. 43, Issue 3. – P. 361–373. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02607476.2017.1319511
  18. Stupnisky R. H., BrckaLorenz A., Yuhas B., Guay F. Faculty members’ motivation for teaching and best practices: Testing a model based on self-determination theory across institution types // Contemporary Educational Psychology. – 2018. – Vol. 53. – P. 15–26. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.01.004
  19. Walder A. M. Pedagogical Innovation in Canadian higher education: Professors’ perspectives on its effects on teaching and learning // Studies in Educational Evaluation. – 2017. – Vol. 54. – P. 71–82. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2016.11.001
  20. López M. A. R. European Higher Education Area-Driven Educational Innovation // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 1505–1512. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.237
  21. Sutanto E. M. The influence of organizational learning capability and organizational creativity on organizational innovation of Universities in East Java, Indonesia // Asia Pacific Management Review. – 2017. – Vol. 22, Issue 3. – P. 128–135. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.apmrv.2016.11.002
  22. Koeslag-Kreunen M. G. M., Van der Klink M. R., Van den Bossche P., Gijselaers W. H. Leadership for team learning: the case of university teacher teams // Higher Education. – 2018. – Vol. 75, Issue 2. – P. 191–207. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10734-017-0126-0
  23. de la Fuente J., Kauffman D., Díaz-Orueta U., Kauffman Y. Adapting the Research Development and Innovation (RD & I) Value Chain in Psychology to Educational Psychology Area // Frontiers in Psychology. – 2018. – Vol. 9. – P. 1188. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01188
  24. Elrehail H., Emeagwali O. E., Alsaad A., Alzghoul A. The impact of Transformational and Authentic leadership on innovation in higher education: The contingent role of knowledge sharing // Telematics and Informatics. – 2018. – Vol. 35, Issue 1. – P. 55–67. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tele.2017.09.018
  25. Khatri R., Henderson C., Cole R., Froyd J. E., Friedrichsen D., Stanford C. Characteristics of well-propagated teaching innovations in undergraduate STEM // International Journal of STEM Education. – 2017. – Vol. 4. – P. 2. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s40594-017-0056-5
Дата публикации 28.02.2019