Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 4, С. 7–18
УДК: 
371.13+37.025.7

Формирование культуры мышления у студентов через решение педагогических задач

Сарсекеева Ж. Е. 1 (Караганда, Казахстан), Горбунова Н. А. 1 (Караганда, Казахстан), Жекибаева Б. А. 1 (Караганда, Казахстан), Сарсекеева Н. Е. 2 (Караганда, Казахстан)
1 Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова
2 Медицинский университет Караганды
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования культуры мышления у будущих педагогов в системе высшего образования. Цель статьи заключается в выявлении особенностей формирования культуры мышления у студентов через решение педагогических задач.
Методология. Включает теоретические методы: анализ и обобщение научных исследований по проблеме формирования культуры мышления у студентов через решение педагогических задач; эмпирические методы: анкетирование, математическая обработка статистических данных.
Результаты. Авторы уточнили сущность и содержание понятия «культура мышления», выделили ее структурные компоненты. В рамках данного исследования был выявлен уровень сформированности культуры мышления у студентов первого и четвертого курсов, обучающихся по педагогическим специальностям. Продемонстрированы критерии и показатели для выявления сформированности исследуемого качества. Представлена технология обучения решению педагогических задач, направленных на формирование культуры мышления студентов.
Заключение. Делается вывод, что при подготовке студентов педагогических специальностей необходимо учитывать, что культура мышления является составляющей культуры личности, а при ее формировании эффективно использовать предложенную технологию обучения решению педагогических задач, направленных на формирование исследуемого качества.

Ключевые слова: 

подготовка будущих педагогов; педагогические специальности; культура мышления; структурные компоненты; уровни сформированности; педагогические задачи; технология обучения.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:39256951

Процентиль актуальности SciVal: 97.701 Creative Performance | Implicit Theories | Gifted

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074633464&origin=...

Developing students’ cognitive culture through solving career-oriented tasks within the framework of initial teacher education

Библиографическая ссылка:
Сарсекеева Ж. Е., Горбунова Н. А., Жекибаева Б. А., Сарсекеева Н. Е. Формирование культуры мышления у студентов через решение педагогических задач // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 7–18. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.01
Список литературы: 
  1. Hartner-Tiefenthaler M., Roetzer K., Bottaro G., Peschl M. F. When relational and epistemological uncertainty act as driving forces in collaborative knowledge creation processes among university students // Thinking Skills and Creativity. – 2018. – Vol. 28. – P. 21–40. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.02.013
  2. Khaliullina L. R. Psychological and pedagogical foundations of undergraduates’ research thinking development process // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 1405–1411. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.205
  3. Maltese A. V., Simpson A., Anderson A. Failing to learn: The impact of failures during making activities // Thinking Skills and Creativity. – 2018. – Vol. 30. – P. 116–124. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.01.003
  4. Msonde S. E., Aalst J. V. Designing for interaction, thinking and academic achievement in a Tanzanian undergraduate chemistry course // Educational Technology Research and Development. – 2017. – Vol. 65, Issue 5. – P. 1389–1413. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-017-9531-4
  5. Alonzo A. C., Kim J. Affordances of video-based professional development for supporting physics teachers' judgments about evidence of student thinking // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 76. – P. 283–297. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.12.008
  6. Shafto P., Goodman N. D., Griffiths T. L. A rational account of pedagogical reasoning: Teaching by, and learning from, examples // Cognitive Psychology. – 2014. – Vol. 71. – P. 55–89. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cogpsych.2013.12.004
  7. Gushchin A. “To Teach Learning…” or on the Culture of Thinking of Today’s Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 457–464. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.722
  8. Abrami P. C., Bernard R. M., Borokhovski E., Waddington D. I., Wade C. A., Persson T. Strategies for teaching students to think critically: a meta-analysis // Review of Educational Research. – 2015. – Vol. 85, Issue 2. – P. 275–314. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654314551063
  9. Clack J. Distinguishing between ‘macro’ and ‘micro’ possibility thinking: Seen and unseen creativity // Thinking Skills and Creativity. – 2017. – Vol. 26. – P. 60–70. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2017.06.003
  10. Semmler L., Uchinokura Sh., Pietzner V. Comparison of German and Japanese student teachers’ views on creativity in chemistry class // Asia-Pacific Science Education. – 2018. – Vol. 4. – Article number: 9. DOI: https://doi.org/10.1186/s41029-018-0025-4
  11. Ellis V. A. Introducing the Creative Learning Principles: Instructional Tasks Used to Promote Rhizomatic Learning Through Creativity // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. – 2016. – Vol. 89, Issue 4-5. – P. 125–134. DOI: https://doi.org/10.1080/00098655.2016.1170448
  12. Cheng V. M. Y. Understanding and enhancing personal transfer of creative learning // Thinking Skills and Creativity. – 2016. – Vol. 22. – P. 58–73. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2016.09.001
  13. Cheng V. M. Y. Developing individual creativity for environmental sustainability: Using an everyday theme in higher education // Thinking Skills and Creativity. – 2019. – Vol. 33. – P. 100567. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2019.05.001
  14. Garzon A. E. A., Isaza A. M. R., Munoz D. T. M. Impact of pedagogical reflection in the teaching practicum from Caqueta practitioners` perspective: a literature review // Educación y Humanismo. – 2018. – Vol. 20, № 35. – P. 57–73. DOI: https://doi.org/10.17081/eduhum.20.35.2658
  15. Gungor M. N. Turkish Pre-service Teachers’ Reflective Practices in Teaching English to Young Learners // Australian Journal of Teacher Education. – 2016. – Vol. 41, Issue 2. – P. 137–151. DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2016v41n2.9
  16. Sánchez-Martí A., Puig M. S., Ruiz-Bueno A., Regós R. A. Implementation and assessment of an experiment in reflective thinking to enrich higher education students’ learning through mediated narratives // Thinking Skills and Creativity. – 2018. – Vol. 29. – P. 12–22. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.05.008
  17. Koivuniemi M., Järvenoja H., Järvelä S. Teacher education students' strategic activities in challenging collaborative learning situations // Learning, Culture and Social Interaction. – 2018. – Vol. 19. – P. 109–123. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2018.05.002
  18. Dole Sh. F. Creating Cultures of Thinking: The 8 Forces We Must Master to Truly Transform Our Schools // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. – 2017. – Vol. 11, Issue 2. DOI: https://doi.org/10.7771/1541-5015.1720
  19. Jia X., Hu W., Cai F., Wang H., Li J., Runco M. A., Chen Y. The influence of teaching methods on creative problem Finding // Thinking Skills and Creativity. – 2017. – Vol. 24. – P. 86–94. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tsc.2017.02.006
  20. Grohs J. R., Kirk G. R., Soledad M. M., Knight D. B. Assessing systems thinking: A tool to measure complex reasoning through ill-structured problems // Thinking Skills and Creativity. – 2018. – Vol. 28. – P. 110–130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.03.003
  21. Golding C. Discerning student thinking: a practical theoretical framework for recognising or informally assessing different ways of thinking // Teaching in Higher Education. – 2019. –  Vol. 24, Issue 4. – P. 478–492. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2018.1491024
  22. Deng Z. Pedagogical content knowledge reconceived: Bringing curriculum thinking into the conversation on teachers' content knowledge // Teaching and Teacher Education. – 2018. – Vol. 72. – P. 155–164. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.11.021
  23. Çalik M., Karataş F. Ö. Does a “Science, Technology and Social Change” Course Improve Scientific Habits of Mind and Attitudes towards Socioscientific Issues? // Australian Journal of Teacher Education. – 2019. – Vol. 44, Issue 6.  DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2018v44n6.3
  24. Fan J. The role of  thinking styles in career decision-making self-efficacy among university students // Thinking Skills and Creativity. – 2016. – Vol. 20. – P. 63–73. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tsc.2016.03.001
  25. Матвеева О. С. Диагностика уровней развития содержательных характеристик культуры профессионального мышления студентов колледжа // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. – С. 69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17371342  
Дата публикации 31.08.2019