Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 4, С. 109–123
УДК: 
378.14+159.9.072.43

Сравнение особенностей самораскрытия студентов очной и заочной форм обучения в процессе профессиональной подготовки

Омельченко Е. А. 1 (Новосибирск, Россия), Чурекова Т. М. 2 (Кемерово, Россия), Пальяра С. М. 3 (Уорвик, Соединённое Королевство), Агавелян Р. О. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Кемеровский государственный институт культуры
3 Университет Уорвика, инженерная школа
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема самораскрытия студентов в процессе профессиональной подготовки. Цель исследования состоит в сравнении особенностей самораскрытия студентов очной и заочной форм обучения, проявляющихся в образовательном процессе вуза.
Методология. Методологической основой исследования выступили труды отечественных и зарубежных авторов о значимости самораскрытия личности, его характеристиках и процессе осуществления (И. П. Шкуратова, G. J. Chelune и др.) Основные теоретические методы исследования – теоретический анализ и обобщение современных отечественных и зарубежных исследований самораскрытия личности. Эмпирическое исследование проводилось с использованием методики диагностики самораскрытия (И. П. Шкуратова). Общее количество респондентов – 203 человека.
Результаты. Теоретический анализ и обобщение публикаций, посвященных проблеме самораскрытия, показали, что оно может быть направленно человеком на других людей или самого себя. При этом современные студенты склонны раскрывать себя как в непосредственном взаимодействии, так и используя для этого цифровые технологии (например, социальные сети). Непосредственное и технически опосредованное взаимодействие являются средами самораскрытия обучающихся. В качестве особенностей самораскрытия мы анализировали категории и мотивы его осуществления студентами очной и заочной форм обучения. Сравнение особенностей, полученных в ходе эмпирического исследования, показало, что одинаковым является, во-первых, стремление всех обучающихся рассказывать о своих интересах, склонностях, высказывать мнение. Во-вторых, преобладание среди мотивов самораскрытия интереса к тому, с кем они общаются. Первое различие состоит в том, что у студентов очной формы обучения высоко значимо желание обсуждать финансовые вопросы, а у тех, кто обучается заочно – раскрытие информации о своей работе и сложностях разного характера. Второе различие заключается в превалировании у студентов очной формы обучения деловых мотивов самораскрытия. Для обучающихся, получающих образование заочно, более важны эмоциональные и нравственные мотивы, мотивы самопредъявления. Третье различие показало нежелание студентов очной формы обучения обсуждать вопросы учебы, а у студентов заочной формы обучения оно касается финансовой стороны жизни.
Заключение. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что у самораскрытия студентов очной и заочной форм обучения имеются сходные и отличительные особенности. Ориентация деятельности преподавателя на их учет, предоставление возможностей для реализации этого стремления в ходе профессиональной подготовки обладает положительным потенциалом влияния на осмысление обучающимися себя как представителей определенной профессии, принятие своей профессиональной роли, самосовершенствование в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: 

самораскрытие личности; среды самораскрытия; категории самораскрытия; мотивы самораскрытия; профессиональная подготовка.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43933907

Процентиль актуальности SciVal: 99.775 Social Networking Sites | Facebook | Instagram

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092314088&origin=...

Characteristics of self-disclosure of full-time and part-time students in the process pursuing university degrees: A comparative analysis

Библиографическая ссылка:
Омельченко Е. А., Чурекова Т. М., Пальяра С. М., Агавелян Р. О. Сравнение особенностей самораскрытия студентов очной и заочной форм обучения в процессе профессиональной подготовки // Science for Education Today. – 2020. – № 4. – С. 109–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.07
Список литературы: 
  1. Абакумова И. В., Мироненкова Н. Н., Пеньков Д. В. Смыслотехники, обращенные к субъектному опыту обучающегося как основе его ценностно-смыслового выбора (на примере математики) // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 16, № 2. – С. 63–80. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2019.2.4  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41102102
  2. Афанасьева А. С. Взаимосвязь различных форм обучения и психического развития студентов // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 8–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37651121
  3. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – С. 8–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36509766.
  4. Лисицкий Д. В., Осипов А. Г., Кичеев В. Г., Савиных В. Н., Макаренко Н. Н. Динамика парадигм высшего образования России (конец XIX – начало XXI вв.) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 157–175. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29962771
  5. Малахова В. Р., Чернявская В. С. Психологический механизм самораскрытия способностей личности в образовании // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2019. – Т. 14, № 1. – С. 105–110. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2019-14-1-105-110 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37375757
  6. Омельченко Е. А., Чеснокова Г. С., Агавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 7–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32573583
  7. Омельченко Е. А. Становление компонентов культуры самовыражения студентов педагогического вуза как условие их профессиональной самореализации // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 1. – С. 78–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29116888
  8. Сапон И. В., Леденев Д. Е. Самораскрытие пользователей в социальных сетях: теоретический обзор // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. – 2018. – № 3. – С. 267–288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36002554
  9. Черемискина И. И., Колдина Э. В. Самораскрытие способностей студентами артономических направлений подготовки: ретроспективный анализ // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 190–197. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/190-197 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41103938

10. Bolívar-Cruz A., Verano-Tacoronte D. Self-assessment of the oral presentation competence: Effects of gender and student’s performance // Studies in Educational Evaluation. – 2018. – Vol. 59. – P. 94–101. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2018.04.001.

11. Chen L., Hu N., Shu C., Chen X. Adult attachment and self-disclosure on social networking site: A content analysis of Sina Weibo // Personality and Individual Differences. – 2019. – Vol. 138. – P. 96–105. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.09.028

12. Chen W., Xie X.-C., Ping F., Wang M.-Z. Personality differences in online and offline self-disclosure preference among adolescents: A person-oriented approach // Personality and Individual Differences. – 2017. – Vol. 105. – P. 175–178. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.09.048

13. Huang H.-Y. Examining the beneficial effects of individual's self-disclosure on the social network site // Computers in Human Behavior. – 2016. – Vol. 57. – P. 122–132. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.12.030

14. Krämer N. C., Schäwel J. Mastering the challenge of balancing self-disclosure and privacy in social media // Current Opinion in Psychology. – 2020. – Vol. 31. – P. 67–71. DOI: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.08.003

15. Lin R., Utz S. Self-disclosure on SNS: Do disclosure intimacy and narrativity influence interpersonal closeness and social attraction? // Computers in Human Behavior. – 2017. – Vol. 70. – P. 426–436. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.01.012

16. Luo M., Hancock J. T. Self-disclosure and social media: motivations, mechanisms and psychological well-being // Current Opinion in Psychology. – 2020. – Vol. 31. – P. 110–115. DOI: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.08.019

17. Oghazi P., Schultheiss R., Chirumalla K., Kalmer N. P., Rad F. F. User self-disclosure on social network sites: A cross-cultural study on Facebook’s privacy concepts // Journal of Business Research. – 2020. – Vol. 112. – P. 531–540. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.12.006

18. O'Sullivan P. B., Carr C. T. Masspersonal communication: A model bridging the mass-interpersonal divide // New Media & Society. – 2018. – Vol. 20 (3). – P. 1161–1180. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444816686104

19. Pang H. Microblogging, friendship maintenance, and life satisfaction among university students: The mediatory role of online self-disclosure // Telematics and Informatics. – 2018. – Vol. 35 (8). – P. 2232–2241. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.08.009

20. Saling L. L., Cohen D. B., Cooper D. Not close enough for comfort: Facebook users eschew high intimacy negative disclosures // Personality and Individual Differences. – 2019. – Vol. 142. – P. 103–109. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.01.028

21. Shane-Simpson C., Manago A., Gaggi N., Gillespie-Lynch K. Why do college students prefer Facebook, Twitter, or Instagram? Site affordances, tensions between privacy and self-expression, and implications for social capital // Computers in Human Behavior. – 2018. – Vol. 86. – P. 276–288. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.04.041

22. Schlosser A. E. Self-disclosure versus self-presentation on social media // Current Opinion in Psychology. – 2020. – Vol. 31. – P. 1–6. DOI: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.06.025

23. Truong C., Gallo J., Roter D., Joo J. The role of self-disclosure by peer mentors: Using personal narratives in depression care // Patient Education and Counseling. – 2019. – Vol. 102 (7). – P. 1273–1279. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2019.02.006

24. Zhang R. The stress-buffering effect of self-disclosure on Facebook: An examination of stressful life events, social support, and mental health among college students // Computers in Human Behavior. – 2017. – Vol. 75. – P. 527–537. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.05.043

Дата публикации 31.08.2020