Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 3, С. 107–123
УДК: 
378:004+316:378+378.147

Оценка потенциала роста цифровой компетенции преподавателей в соответствии с потребностями диверсификации образования

Микиденко Н. Л. 1 (Новосибирск, Россия), Сторожева С. П. 2 (Новосибирск, Россия), Ивановская И. В. 3 (Могилев, Беларусь), Борисова А. А. 4 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Сибирский государственный университете телекоммуникаций и информа-тики
2 Сибирский государ-ственный университете телекоммуникаций и информатики
3 Белорусско-Российский университет
4 Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены результаты рефлексии готовности системы образования отвечать на трансформационные вызовы цифровой экономики посредством формирования релевантного кадрового обеспечения. Фиксируется диспропорция в отклике системы образования на запрос общества и бизнеса в подготовке трудовых ресурсов, обладающих цифровыми компетенциями. Наличие диспропорции затрудняет реализацию новых востребованных образовательных траекторий, построенных по принципу индивидуализации путей профессиональной и личностной самореализации субъекта труда. Цель исследования: выявить потенциал роста цифровой компетенции преподавателей в соответствии с потребностями диверсификации образования в условиях цифровой трансформации.

Методология. Методологической основой исследования стали положения концепций рефлексивного модерна (Э. Гидденс, У. Бек), отражающих качественные изменения социального мира в контексте цифровизации, и цифровой социологии об изменении социальных отношений под влиянием цифровых технологий (В. Ф. Ницевич), опосредующих привычные социальные контакты в повседневных коммуникациях и создающих новые цифровые возможности и риски. Наличные и необходимые цифровые компетенции преподавателей выявлены на основе кабинетного исследования моделей цифровых навыков и компетенций преподавателя и эмпирического исследования мнений преподавателей технических вузов (опросный метод). При анализе и интерпретации результатов использованы методы статистического анализа.

Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении потенциала системы образования в приспособлении к вызовам образовательно-карьерной трансформации. Подчеркивается, что способы актуализации потенциала могут варьироваться от «мягких», предполагающих постепенное овладение на основе тестирования нескольких вариантов программ и форматов, до так называемых стресс-вариантов вынужденного овладения компетенциями в ограниченный период. Обоснована необходимость ввода регулирующих мероприятий по переходу к новой роли преподавателя в цифровой модели образования: преподаватель – менеджер, преподаватель – фасилитатор образовательного процесса.

Заключение. В заключении делаются выводы о том, что дифференциация по уровню сформированности цифровых компетенций и мере готовности осваивать цифровые технологии ограничивает скорость релевантного ответа системы образования на трансформационные запросы общества. Обозначена потребность в содержательной проработке и научении здоровьесберегающим технологиям в цифровой культуре. Поскольку уровень цифровых компетенций педагогических кадров является основой развития учебных заведений и обеспечения конкурентоспособности страны, требуются меры, стимулирующие наращивание цифровых компетенций.

Ключевые слова: 

цифровая трансформация образования; диверсификация образования; цифровые технологии в образовании; цифровые компетенции преподавателей.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:46233037

Библиографическая ссылка:
Микиденко Н. Л., Сторожева С. П., Ивановская И. В., Борисова А. А. Оценка потенциала роста цифровой компетенции преподавателей в соответствии с потребностями диверсификации образования // Science for Education Today. – 2021. – № 3. – С. 107–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.06
Список литературы: 
  1. Zhou X., Milecka-Forrest M. Two groups separated by a shared goal: how academic managers and lecturers have embraced the introduction of digital technologies in UK Higher Education // Research in Learning Technology. – 2021. – Vol. 29. DOI: https://doi.org/10.25304/rlt.v29.2446
  2. Крайнов Г. Н. Вызовы цифровизации российскому высшему образованию // Вестник МИРБИС. – 2021. – № 1. – С. 55–60. DOI: https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2021.1.6 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44816242
  3. Shannon C., Reilly J., Bates J. Teachers and information literacy // Journal of Information Literacy. – 2019. – Vol. 13 (2). – P. 41–72. DOI: https://doi.org/10.11645/13.2.2642
  4. Лобова С. В., Бочаров С. Н., Понькина Е. В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – Т. 24, № 2. – С. 92–106. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.016  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44101328
  5. Новиков С. Г. Российское общество и образование в точке бифуркации: выбор проекта будущего // Профессиональное образование в современном мире. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 11–22. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-03   
  6. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 110–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.07 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44849696
  7. Пфаненштиль И. А., Панарин В. И. Цифровое образовательное пространство и проблема «расчеловечивания» // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 3656–3665. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43125751  
  8. Кравченко С. А. Возрастающая роль «цифрового тела» в человеческом капитале: изменения в характере коммуникаций // Коммуникология. – 2020. – Т. 8, № 3. – С. 15–28. DOI: https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-3-15-28 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44116348
  9. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития (обзор) // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 73–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42772185

10. Крылова Н. П., Тюлю Г. М., Левашов Е. Н. Организационно-педагогические условия интеграции традиционного и дистанционного образования в вузе // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 200–219. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.11 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44478889

11. Филатов В. В., Гобыш А. В. О роли дистанционного обучения в современном высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 4243–4251. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44608684

12. Набокова Л. С., Рогачева Ю. С. Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10, № 3. – С. 4041–4052. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200314 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44106985

13. Усачева О. В., Черняков М. К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 5. – С. 53–62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42895012

14. Коломейцева А. А. Многозадачность образовательного процесса в условиях цифровизации высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 84–93. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-10  

15. Сорина Г. В., Рикель А. М. «Онлайн поневоле»: вовлеченность и ответственность // Профессиональное образование в современном мире. – 2021.– Т. 11, № 1. – С. 214–225. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-24

16. Rapanta C., Botturi L., Goodyear P., Guàrdia L., Koole M. Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity // Postdigital Science and Education. – 2020. – Vol. 2 (3). – P. 923–945. DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00155-y

17. Corry M., Stella J. Teacher self-efficacy in online education: a review of the literature // Research in Learning Technology. – 2018. – Vol. 26. DOI: https://doi.org/10.25304/rlt.v26.2047

18. Houston D., Meyer L., H., Paewai S. Academic staff workloads and job satisfaction: expectations and values in academe // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2006. – Vol. 28 (1). – P. 17–30. DOI: https://doi.org/10.1080/13600800500283734

19. Liu Z.-J., Tretyakova N., Fedorov V., Kharakhordina M. Digital literacy and digital didactics as the basis for new learning models development // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2020. – Vol. 15 (14). – P. 4–18. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i14.14669

20. Hinchliffe L. J., Rand A., Collier J. Predictable Information Literacy Misconceptions of First-Year College Students // Communications in Information Literacy. –2018. – Vol. 12 (1). – P. 4–18. DOI: https://doi.org/10.15760/comminfolit.2018.12.1.2

21. Ricardo-Barreto C., Molinares D. J., Llinás H., Santodomingo J. P., Acevedo C. A., Rodríguez P. A., Navarro C. B., Villa S. V. Trends in using ICT resources by professors in HEIS (higher education institutions) // Journal of Information Technology Education: Research. – 2020. – Vol. 19. – P. 395–425. DOI: https://doi.org/10.28945/4601

22. Sánchez-Cruzado C., Santiago Campión, R., Sánchez-Compaña M. T. Teacher Digital Literacy: The Indisputable Challenge after COVID-19 // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (4). – P. 1858. DOI: https://doi.org/10.3390/su13041858

23. Кокшаров В. А., Сандлер Д. Г., Кузнецов П. Д., Клягин А. В., Лешуков О. В. Пандемия как вызов развитию сети вузов в России: дифференциация или кооперация? // Вопросы образования. – 2021. – № 1. – С. 52–73. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-52-73 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44871811

24. Stebbing D., Shelley J., Warnes M., Mcmaster C. What academics really think about information literacy? // Journal of Information Literacy. – 2019. – Vol. 13 (1). – P. 21–44. DOI: https://doi.org/10.11645/13.1.2338

25. Hollis H. Information literacy as a measurable construct // Journal of Information Literacy. – 2018. – Vol. 12 (2). – P. 76–88. DOI: https://doi.org/10.11645/12.2.2409

26. Starkey L. A review of research exploring teacher preparation for the digital age // Cambridge Journal of Education. – 2020. – Vol. 50 (1). – P. 37–56. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764x.2019.1625867

27. Castañeda L., Esteve F., Adell J. Por qué es necesario repensar la competencia docente para el mundo digital? // RED. Revista de Educación a Distancia. – 2018. – Vol. 56. – P. 6. DOI: https://doi.org/10.6018/red/56/6

28. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework // Educational Technology Research and Development. – 2020. – Vol. 68 (5). – P. 2449–2472. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-020-09767-4

29. Андрюхина Л. М., Ломовцева Н. В., Садовникова Н. О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 30–43. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10103 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42630991

Дата публикации 30.06.2021