Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 5, С. 57–83
УДК: 
377.5+378

Технология и результаты моделирования перспективных трудовых функций педагогических работников системы общего образования

Голуб Г. Б. 1 (Самара, Россия), Фишман И. С. 1 (Самара, Россия), Арбузова С. А. 1 (Самара, Россия), Прудникова В. А. 1 (Самара, Россия)
1 Самарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследование, результаты которого изложены в статье, посвящено проблеме инструментов перевода изменяющихся требований к результатам и процессам системы общего образования в новые или актуализированные трудовые функции педагогических работников в контексте построения отраслевой рамки квалификаций в сфере образования. Цель исследования – научно обосновать и апробировать на практике технологию моделирования перспективных трудовых функций и соответствующих им профессиональных квалификаций педагогических работников системы общего образования в контексте изменяющихся требований рынка труда и заказчиков отрасли образования.
Методология. Использован процессный подход и методология структурно-функционального анализа профессиональной деятельности. Применены исследовательские методы: моделирование, анкетирование, апробация, сравнительный анализ, обобщение, классификация, интерпретация, методы графического представления информации при обработке и интерпретации данных. В качестве инструмента исследования использована авторская анкета, разработанная посредством моделирования трудовых функций педагогических работников на основе нормативных, программных, концептуальных и экспертных материалов, отражающих требования к процессам и результатам российской системы общего образования.
Результаты. В статье представлена разработанная и апробированная авторами технология моделирования перспективных трудовых функций и соответствующих им профессиональных квалификаций педагогических работников системы общего образования. Установлена система актуальных трудовых функций учителя, классного руководителя, методиста, а также перечень перспективных трудовых функций педагогических работников, институционализация которых требуется в краткосрочной перспективе для адекватного реагирования общеобразовательной организации на изменяющиеся требования и запросы к процессам и результатам ее работы. Выявлены оценки значимости актуальных трудовых функций и востребованности перспективных трудовых функций педагогических работников со стороны работодателей отрасли. Обобщены представления работодателей отрасли общего образования о направлениях построения профессиональной карьеры учителя. Выявлены противоречия между признанием работодателями отрасли диверсификации содержания профессионально-педагогической деятельности в образовательной организации и устойчивым профессионально-общественным стереотипом «универсального учителя». Подтверждена гипотеза о гибридизации трудовых функций как о базовом пути развития отраслевой системы квалификации в сфере образования.
Заключение. Обоснована работоспособность разработанной технологии моделирования перспективных трудовых функций и соответствующих им профессиональных квалификаций педагогических работников системы общего образования в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда. Выявлены и обобщены оценки работодателей отрасли и профессионального сообщества специфики содержания профессиональных квалификаций педагогических работников, которые необходимо учитывать при построении отраслевой рамки квалификаций в отрасли образования.

Ключевые слова: 

перспективные трудовые функции педагогических работников; значимость трудовой функции учителя; востребованность трудовой функции учителя; профессиональные квалификации; гибридизация трудовых функций.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47136059

Библиографическая ссылка:
Голуб Г. Б., Фишман И. С., Арбузова С. А., Прудникова В. А. Технология и результаты моделирования перспективных трудовых функций педагогических работников системы общего образования // Science for Education Today. – 2021. – № 5. – С. 57–83. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2105.04
Список литературы: 
  1. Rathelot R., van Rens T. Rethinking the skills gap. – IZA World of Labor, 2017. – 391 p. DOI: https://doi.org/10.15185/izawol.391
  2. Мальцева В. А. Концепция Skill Mismatch и проблема оценки несоответствия когнитивных навыков в межстрановых исследованиях // Вопросы образования. – 2019. – № 3. – C. 43–76. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-43-76 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39555184 
  3. Vincent-Lancrin S., Urgel J., Kar S., Jacotin G. Measuring Innovation in Education 2019: What Has Changed in the Classroom? // Educational Research and Innovation. – 2019. – 336 p. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264311671-en
  4. Клячко Т. Л., Синельников-Мурылёв С. Г. Стратегия для России: образование: монография. – М., 2018. – 118 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32551604
  5. Багирова А. П., Клюев А. К., Нотман О. В., Шубат О. М., Щербина Е. Ю. Преподавательский труд в современной России: трансформация содержания и оценки: монография / под общ. ред. А. П. Багировой. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. – 207 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27503559
  6. Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А., Бобиенко О. М. Технология исследования квалификационных дефицитов педагогов как инструмент их профессионального развития // Вестник ТИСБИ. – 2019. – № 3. – С. 44–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45625618  
  7. Evers J., Kneyber R. (Eds) Flip the System: Changing Education from the Ground Up (1st ed.). – Routledge, 2015. – 320 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315678573
  8. Colvin R. L., Edwards V. (Eds) Teaching for Global Competence in a Rapidly Changing World. – OECD Publishing, 2018. – 40 p. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264289024-en 
  9. Niemi H. Teacher professional development in Finland: Towards a more holistic approach // Psychology, Society and Education. – 2015. – Vol. 7 (3). – P. 279–294. DOI: https://doi.org/10.25115/psye.v7i3.519  
  10. Korhonen T., Lavonen J., Kukkonen M., Sormunen K., Juuti K. The Innovative School as an Environment for the Design of Educational Innovations // Finnish Innovations and Technologies in Schools / Niemi H., Multisilta J., Lipponen L., Vivitsou M. (eds). – 2014. – P. 99–113. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6209-749-0_9 
  11. Ritter G. W., Barnett J. H. Learning on the Job: Teacher Evaluation Can Foster Real Growth // Peabody Journal of Education. – 2016. – Vol. 92 (7). – Р. 48–52. DOI: https://doi.org/10.1177/0031721716641649 
  12. Huber S. G., Skedsmo G. Teacher Evaluation - Accountability and Improving Teaching Practices // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. – 2016. – Vol. 28 (2). – Р. 105–109. DOI: https://doi.org/10.1007/s11092-016-9241-1
  13. Lam B. H. Teacher professional development in Hong Kong compared to Anglosphere: the role of Confucian philosophy // Psychology, Society and Education. – 2015. – Vol. 7 (3). – P. 295–310. DOI: https://doi.org/10.25115/psye.v7i3.521 
  14. Hamburg I., Lütgen G. Digital Divide, Digital Inclusion and Inclusive Education // Advances in Social Sciences Research Journal. – 2019. – Vol. 6 (4). – P. 193–206. DOI: https://doi.org/10.14738/assrj.64.6457
  15. Burns Е., Silvennoinen Е., Kopnov V. A., Shchipanova D. E., Papić-Blagojević N., Tomašević S. Supporting the development of digitally competent VET teachers in Serbia and Russia // The Education and Science Journal. – 2020. – Vol. 22 (9). – P. 174–203. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-174-203 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44192290
  16. Клячко Т. Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. – 2020. – № 1. – С. 26–42. DOI: https://doi.org/10.22394/2078-838X-2020-1-26-40  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43419288  
  17. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 3. – C. 41–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22413085 
  18. Bautista A., Wong J., Gopinathan S. Teacher professional development in Singapore: Depicting the landscape // Psychology, Society and Education. – 2015. – Vol. 7 (3). – P. 311–326. DOI: https://doi.org/10.25115/psye.v7i3.523 
  19. Katz D. S. Growth Models and Teacher Evaluation: What Teachers Need to Know and Do // Kappa Delta Pi Record. – 2016. – Vol. 52 (1). – Р. 11–16. DOI: https://doi.org/10.1080/00228958.2016.1123039
  20. Бочарова Н. А., Писарева С. А., Пучков М. Ю., Снегурова В. И., Тряпицына А. П. Концепция уровневой оценки компетенций учителя // Человек и образование. – 2017. – № 3. – С. 164–171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30782409 
  21. Марголис А. А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 1. – С. 5–30. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240101 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37522528 
  22. Яковлева Э. Н., Красилова И. Е. Из опыта сертификации педагогов в зарубежных странах // Образование и наука. – 2015. – № 9. – С. 147–160. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-147-160 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24416032 
  23. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Аксенова Н. М. Национальная система квалификаций: концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 6. – С. 70–89. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-70-89  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35191282 
  24. Голуб Г. Б., Прудникова В. А., Фишман И. С., Фишман Л. И. Актуализация квалификационных требований к педагогическим работникам: моделирование на основе программных и экспертных документов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – №2(42). – С. 6–13. https://elibrary.ru/item.asp?id=46482907
  25. Суртаева Н. Н. Воспитывая – обучать или обучая – воспитывать (Изменения характера социального взаимодействия) // Социальная педагогика. – 2017. – № 3. – С. 31–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32362428
  26. Новиков А. М. О предмете педагогики // Педагогика. – 2010. – № 6. – С. 8–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15266772 
Дата публикации 31.10.2021