Science for Education Today, 2022, Т. 12, № 3, С. 31–47
УДК: 
371.132

Модель конструкта отношения педагогов различных поколений к неопределенности

Казакевич И. В. 1 (Ростов-на-Дону, Россия), Синько Т. В. 1 (Ростов-на-Дону, Россия), Пищик В. И. 1 (Ростов-на-Дону, Россия)
1 Донской государственный технический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье проанализированы представления о толерантности к неопределенности. Проблема исследования состоит в том, что в науке недостаточно изучена сущность конструкта неопределенности и факторов, ее определяющих, в деятельности педагогов, принадлежащих к различным типам поколений. Цель: выявить специфику отношения педагогов различных поколений к неопределенности и построить модель конструкта.
Методология. Опрошены 163 педагога (23‒67 лет) школ г. Белая Калитва, Ростова-на-Дону. Применялись методики: «Определение уровня рефлексивности»; «Толерантность к неопределенности»; «Десятипунктный опросник личности»; методика базовых стереотипов нормативных установок социального поведения. Статистическая обработка данных проводилась критерием различий Манна – Уитни, эксплораторным и конфирматорным факторным анализом.
Результаты. Сделано обобщение представлений о феномене неопределенности в личностном, когнитивном, ситуативном, аффективном аспектах. Проведено эмпирическое исследование сравнения показателей толерантности к неопределенности и установлена ее взаимосвязь с уровнем рефлексивности, стереотипами поведения и личностными чертами педагогов – представителей «информационного» и «переходного» поколений. Были выявлены значимые различия между представителями поколений по измеряемым показателям. В обеих группах установлена выраженность коллективизма в базовых поведенческих стереотипах. Была подтверждена связь толерантности к неопределенности и рефлексивности. На основании эмпирических данных построена четырехфакторная модель отношения педагогов к неопределенности, включающая уровень рефлексивности, толерантность к неопределенности, стереотипы поведения, личностные черты.
Заключение. Установлена структура и внутренние связи сложного психологического объекта – толерантность к неопределенности. Построена четырехфакторная модель конструкта отношения к неопределенности как трудно формализуемого объекта, которая соотнесена с эмпирическими данными.

Ключевые слова: 

отношение к неопределенности; толерантность к неопределенности; четырехфакторная модель; уровень рефлексивности; стереотипы поведения; поколенческая идентификация; типы поколений; личностные черты

Библиографическая ссылка:
Казакевич И. В., Синько Т. В., Пищик В. И. Модель конструкта отношения педагогов различных поколений к неопределенности // Science for Education Today. – 2022. – № 3. – С. 31–47. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.02
Список литературы: 
  1. Асмолов А., Свинаренко А., Соболева Е. Главная задача школы – чтобы не разорвалась связь времен // Образовательная политика. – 2020. – № S5. – С. 6–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44669456
  2. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Science for Education Today. – 2021. – №  4.  – С. 33–45. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46513824
  3. Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика. Москва: Социально-гуманитарный университет. – 2009. – 453 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19667810
  4. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». – 2004. – 32 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20247682
  5. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31, № 1. – С. 74–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14280668  
  6. Пищик В. И. Ментальность поколений в текучей современности: монография. М.: ИНФРА-М. – 2019. – 150 с. DOI:  http://dx.doi.org/10.12737/monography_5ba0ee24675441.11909669 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35684459
  7. Савченков А. В. Устойчивая мотивация к осуществлению педагогической деятельности как компонент профессиональной гибкости будущих педагогов // Science for Education Today. – 2020. – № 1. – С. 43–61. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42525585
  8. Сизикова Т. Э. Влияние полимодальности рефлексии на самоорганизацию личности // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С. 57–75. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38165984
  9. Abakumova I., Bakaeva I., Grishina A., Dyakova E. Active learning technologies in distance education of gifted students // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2019. – Vol. 7 (1). – P. 85–94. DOI: https://doi.org/10.5937/ijcrsee1901085A URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37294786
  10. Alexandrache C. Journal Reflexive, an Instrument for Student Preparation in the Teaching Profession // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 149. – P. 20‒24. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.172
  11. Aydın A. Kuşak çalişmalarindaki tartişmali konulara ilişkin bir değerlendirme // Yorum Yönetim Yöntem Uluslararası Yönetim Ekonomi ve Felsefe Dergisi. – 2020. – Vol. 8 (1). – P. 17‒34. DOI: https://doi.org/10.32705/yorumyonetim.707744
  12. Bardi A., Guerra V. M., Ramdeny G. S. D. Openness and ambiguity tolerance: Their differential relationships to well-being in the context of an academic life transition // Personality and Individual Differences. – 2009. – Vol. 47 (3). – P. 219–223. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2009.03.003 
  13. Birchinall L., Spendlove D., Buck R. In the moment: Does mindfulness hold the key to improving the resilience and wellbeing of pre-service teachers? // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 86. – P. 102919. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102919
  14. Borracci R. A., Ciambrone G., Arribalzaga E. B. Tolerance for Uncertainty, Personality Traits and Specialty Choice Among Medical Students // Journal of Surgical Education. – 2021. – Vol.  78  (6).  – P. 1885–1895. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2021.03.018
  15. Byrne K. A., Peters C., Willis H. C., Phan D., Cornwall A., Worthy D. A. Acute stress enhances tolerance of uncertainty during decision-making // Cognition. – 2020. – Vol. 205. – P. 104448. DOI:   https://doi.org/10.1016/j.cognition.2020.104448
  16. Сampbell S. M., Twenge J. M., Campbell W. K. Fuzzy But Useful Constructs: Making Sense of the Differences Between Generations // Work, Aging and Retirement. – 2017. – Vol. 3 (2). – P.  130–139. DOI: https://doi.org/10.1093/workar/wax001
  17. Carleton R. N., Norton M. A., Asmundson G. J. Fearing the unknown: a short version of the intolerance of uncertainty scale // Journal of Anxiety Disorders. – 2007. – Vol. 21. – P. 105–117. DOI: https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2006.03.014
  18. Curtis E., Brownlee J. L., Spooner-Lane R. Teaching perspectives of philosophical inquiry: Changes to secondary teachers’ understanding of student learning and pedagogical practices // Thinking Skills and Creativity. – 2020. – Vol. 38. – P. 100711. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100711
  19. Cvetković B. N., Stošić L., Belousova A. Media and Information Literacy – the Basis for Applying Digital Technologies in Teaching from the Discourse of Educational Needs of Teachers // Croatian Journal of Education. – 2018. – Vol. 20 (4). – P. 1089–1114. DOI: https://doi.org/10.15516/cje.v20i4.3001
  20. Felsman P., Gunawardena S., Seifert C. M. Improv experience promotes divergent thinking, uncertainty tolerance, and affective well-being // Thinking Skills and Creativity. – 2020. – Vol. 35. – P.  100632. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100632
  21. Gosling S. D., Rentfrow P. J., Swann Jr., W. B. A Very Brief Measure of the Big-Five Personality Domains // Journal of Research in Personality. – 2003. – Vol. 37 (6). – P. 504–528. DOI: https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00046-1 
  22. Grisham J. R., Roberts L., Cerea S., Isemann S., Svehla J., Norberg M. M. The role of distress tolerance, anxiety sensitivity, and intolerance of uncertainty in predicting hoarding symptoms in a clinical sample // Psychiatry Research. – 2018. – Vol. 267. – P. 94–101. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2018.05.084
  23. Han P. K., Klein W. M., Arora, N. K. Varieties of uncertainty in health care: a conceptual taxonomy  // Medical Decision Making. – 2011. – Vol. 31. – P. 828–838. DOI: https://doi.org/10.1177/0272989X10393976  
  24. Hillen M. A., Gutheil C. M., Strout T. D., Smets E. M. A., Han P. K. J. Tolerance of uncertainty: Conceptual analysis, integrative model, and implications for healthcare // Social Science & Medicine. – 2017. – Vol. 180. – P. 62–75. DOI: https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2017.03.024
  25. Kim L. E., Jörg V., Klassen R. M. A Meta-Analysis of the Effects of Teacher Personality on Teacher Effectiveness and Burnout // Educational Psychology Review. – 2019. – Vol. 31. – P. 163–195. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-018-9458-2
  26. Korkmaz H., Güloğlu B. The role of uncertainty tolerance and meaning in life on depression and anxiety throughout Covid-19 pandemic // Personality and Individual Differences. – 2021. – Vol.  179. – P. 110952. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110952
  27. Kornilova T. V., Chumakova M. A. Tolerance and intolerance of ambiguity in the modification of Budner’s questionnaire // Experimental Psychology. – 2014. – Vol. 7 (1). – P. 92–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21588520
  28. Lee C. S., Hung D. K. M., Ling T. C. Work Values of Generation Y Preservice Teachers in Malaysia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 65. – P. 704–710. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.11.187
  29. Lissitsa S., Laor T. Baby Boomers, Generation X and Generation Y: Identifying generational differences in effects of personality traits in on-demand radio use // Technology in Society. – 2021. – Vol. 64. – P. 101526. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2021.101526
  30. Matta S., Rogova N., Luna-Cortés G. Investigating tolerance of uncertainty, COVID-19 concern, and compliance with recommended behavior in four countries: The moderating role of mindfulness, trust in scientists, and power distance // Personality and Individual Differences. – 2022. – Vol.  186.  – P. 111352. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111352
  31. Pishchik V. Internal professional mobility of lyceum teachers belonging to different past generations // Humanities & Social Sciences Reviews. – 2020. – Vol. 8 (4). – P. 917–930. DOI: https://doi.org/10.18510/hssr.2020.8489 
  32. Zhu D., Xie X., Xie J. When do people feel more risk? The effect of ambiguity tolerance and message source on purchasing intention of earthquake insurance // Journal of Risk Research. – 2012. – Vol. 15 (8). – P. 951–965. URL: http://hdl.handle.net/10.1080/13669877.2012.686051 
Дата публикации 30.06.2022