Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 1, С. 65–83
УДК: 
17.022.1+37.013+39(045)

Использование педагогических технологий в развитии аксиологического потенциала личности студентов (на основе освоения этнокультуры Крыма)

Закирьянова И. А. 1 (Севастополь, Россия), Михайлова А. Г. 2 (Севастополь, Россия)
1 Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова
2 Севастопольский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлено исследование по проблеме проектирования образовательной деятельности, способствующей духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения, направленной на сохранение культуры, исторической памяти, преемственности поколений. Цель исследования – выявить и обосновать возможности личностно-ориентированных технологий в развитии аксиологического потенциала личности студентов на основе освоения этнокультуры Крыма.
Методология. В исследовании основу теоретического анализа составил аксиологический подход, с позиции которого осуществлялась оценка образовательных возможностей этнокультуры региона в духовно-нравственном воспитании личности.
Для диагностики понимания студентами основных показателей духовно-нравственного развития использовались психодиагностические методики. Участники диагностического исследования – студенты 1 и 2 курсов политехнического института Севастопольского государственного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Техносферная безопасность».
Результаты. В статье представлен обзор исследований по вопросам духовно-нравственного воспитания в современных условиях и проблеме развития аксиологического потенциала личности будущего специалиста. Отмечается, что в современных условиях проблема формирования значимых жизненных ценностей (гражданственности и патриотизма, духовности и нравственности, уважения) – являются стратегическими приоритетами общественного развития. Авторами подчеркивается, что понимание человеком себя как части своего народа, формирование культуры исторической памяти происходит на основе освоения этнокультуры.
В данном исследовании обосновывается, что Крымский регион является особой социокультурной платформой, благоприятной для воспитания новых поколений на основе ее специфики, заключённой в этнокультурном наследии.
Авторами отмечается, что образовательное пространство вуза, включающее применение личностно-ориентированных технологий, обеспечивает развитие аксиологического потенциала личности (овладение личностью целей собственной жизни, нравственных смыслов и источников духовного развития).
Заключение. В заключение авторами делается вывод, что развитие аксиологического потенциала личности студентов на основе освоения этнокультуры Крыма способствует формированию гуманистически ориентированной личности, готовой к межкультурному диалогу, открытой к взаимодействию и сотрудничеству с людьми разных национальностей, разного вероисповедания в едином полиэтническом социуме.

Ключевые слова: 

аксиологический потенциал личности; духовно-нравственное развитие; личностно-ориентированные технологии; этнокультурное наследие; Крымский регион

Библиографическая ссылка:
Закирьянова И. А., Михайлова А. Г. Использование педагогических технологий в развитии аксиологического потенциала личности студентов (на основе освоения этнокультуры Крыма) // Science for Education Today. – 2023. – № 1. – С. 65–83. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.04
Список литературы: 
  1. Глузман А. В., Редькина Л. И. Концепция этнокультурного образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2015. – № 3. – С. 11–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25075776
  2. Ефимова И. В. Духовно-нравственное воспитание студентов в современных условиях // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. – 2018. – № 4. – С. 89–95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41476015
  3. Жиляева М. С. Этнокультурная компетентность будущих специалистов социальной сферы: динамика развития коммуникативного компонента // Вестник забайкальского государственного университета. – 2018. – Т. 24, № 3. – С. 63–71. DOI: https://doi.org/10.21209/2227-9245-2018-24-3-63-71  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35081046
  4. Михайлова А. Г., Кокодей Т. А., Михайлов М. А. Развитие нравственной сферы личности в контексте аксиологизации образования // E-Scio. – 2022. – № 2. – С. 261–273. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48119746
  5. Мунгиева Н. З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 1. – С.  117–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19142561
  6. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Социокультурная трансформация: варианты интерпретации, диагностика опыта России // Идеи и идеалы – 2020. – Т. 12, № 1–2. – С. 405–421. DOI: https://doi.org/10.17212/2075-0862-2020-12.1.2-405-421 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42736138
  7. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. «Затерянный мир»: тувинская культура в центр-периферийной интерпретации геокультурного и социокультурного пространства // Новые исследования Тувы. – 2022. – № 1. – С. 225–236. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.1.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48069303
  8. Самсонов С. И. Духовно-нравственное воспитание обучающихся через потенциал православной культуры (на примере Саратовской области) // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8, № 3–1. – С. 196–200. DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-196-200 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26455317
  9. Тишков В. А., Степанов В. В. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России // Вестник Российской академии наук. – 2017. – № 10. – С. 879–890. DOI: https://doi.org/10.7868/S0869587317100024  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30267112
  10. Arsaliev S. M-Kh., Andrienko A. S. The Development of Ethnocultural Competence of University Students During COVID-19 Pandemic in Russia // Proceedings of the 2020 3rd International Seminar on Education Research and Social Science (ISERSS 2020): Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2021. – Vol. 516. DOI: https://doi.org/10.2991/assehr.k.210120.010
  11. Ernawati D. K., Sutiari N. K., Astuti I. W., Onishi H., Sunderland B. Correlation between intercultural sensitivity and collaborative competencies amongst Indonesian healthcare professionals // Journal of Interprofessional Education & Practice. – 2022. – Vol. 29. – P. 100538. DOI: https://doi.org/10.1016/j.xjep.2022.100538 
  12. Groves P. Chapter 18 – Spiritual and religious influences // The Handbook of Alcohol Use. (Eds) D. Frings, I. P. Albery. – Academic Press, 2021. – P. 399–417. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-816720-5.00008-6 
  13. Liu L. Intercultural Crisis Communication: Translation, Interpreting and Languages in Local Crises, Federico M. Federici and Christophe Declercq // System. – 2022. – Vol. 108. – P. 102832. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2022.102832 
  14. Luke D. M., Prentice M., Fleeson W. Chapter 46 – Dynamic processes underlying individual differences in moral behavior // The Handbook of Personality Dynamics and Processes. (Eds) J.  F.  Rauthmann. Academic Press – 2021. –P. 1183–1207. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-813995-0.00046-7
  15. Luo J., Chan C. K Y. Qualitative methods to assess intercultural competence in higher education research: A systematic review with practical implications // Educational Research Review. – 2022.  – Vol. 37. – P. 100476 DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2022.100476 
  16. Markovina I., Lenart I., Matyushin A., Hien P. Russian–Vietnamese mutual perceptions from linguistic and cultural perspectives // Heliyon. – 2022. – Vol. 8 (6). – P. e09763. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09763
  17. Meng Q., Li A., Zhang H. How can offline and online contact predict intercultural communication effectiveness? Findings from domestic and international students in China // International Journal of Intercultural Relations. – 2022. – Vol. 89.  – P. 63–78. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2022.05.007 
  18. Mikhailova A., Smetanina O., Golovko O., Mirontseva S., Baiko V. Communicative technology in the multidisciplinary maritime field of activity // Transportation Research Procedia. –2022. – Vol.  63. – P. 329–337. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.020
  19. Miron E., Erez M., Naveh E. Do Personal Characteristics and Cultural Values That Promote Innovation, Quality, and Efficiency Compete or Complement Each Other? // Journal of Organizational Behavior. – 2004. – Vol. 25 (2). – P. 175–199. DOI: https://doi.org/10.1002/job.237
  20. Rankin W. L., Grube J. W. A comparison of ranking and rating procedures for value system measurement // European Journal of Social Psychology. – 1980. – Vol. 10 (3). – P. 233–246. DOI: https://doi.org/10.1002/ejsp.2420100303 
  21. Stauner N., Exline J. J., Wilt J. A. Chapter 20 – Meaning, Religious/Spiritual Struggles, and Well-being // The Science of Religion, Spirituality, and Existentialism / (Eds) K. E. Vail, C. Routledge.  – Academic Press, 2020. –– P. 287–303. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-817204-9.00021-4  
  22. Wong S. P., Soh S. B., Wong M. L. L. Intercultural mentoring among university students: The importance of meaningful communication // International Journal of Intercultural Relations. – 2022. – Vol. 91. – P. 13–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2022.08.008 
  23. Xu Y. Understanding language, intercultural competence and harmony from the Taoist philosophy: An investigation of an EU-exchange sail-training voyage // International Journal of Intercultural Relations. – 2022. – Vol. 91. – P. 1–12.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2022.08.007
Дата публикации 28.02.2023