Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 1, С. 48–64
УДК: 
101.1+316.344.8+374

Специфические особенности самоидентификации обучающегося в сравнительно-сопоставительном контексте анализа социокультурных характеристик общества

Баркова В. В. 1 (Челябинск, Россия), Семченко А. А. 1 (Челябинск, Россия), Савченков А. В. 1 (Челябинск, Россия), Мамылина Н. В. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье в сравнительно-сопоставительном контексте представлен теоретизированный обзор специфических особенностей самоидентификации основного субъекта профессионального образования – обучающегося, адаптированный к условиям мегакультурных вызовов социальной реальности. Интерес к проблеме самоидентичности обучающегося продиктован современными дискуссиями вокруг идентичности человека, специфики ее саморазвертывания и бытования в быстро и порой непредсказуемо меняющейся социальной реальности. Цель статьи – выявление специфических особенностей самоидентификации обучающегося в сравнительно-сопоставительном контексте анализа социокультурных характеристик общества.
Методология. Методологическую основу исследования составили социокультурный и системный подходы. Авторы использовали принципы гибкой рациональности в построении теоретизированных конструктов феномена самоидентичности. Методологическую ценность исследования имеет теория «идеальных типов» (М. Вебер), позволяющая ориентироваться в многообразии проявлений самоидентификации. Среди методов, которыми пользовались авторы, следует обозначить: сравнительно-исторический, дедуктивный, хронологический, обобщение и анализ.
Результаты. Основные результаты заключаются в теоретическом анализе и определении специфических особенностей самоидентификации обучающегося в сравнительно-сопоставительном контексте социокультурных характеристик современности, а именно: 1) установлено, что на процесс самоидентификации обучающегося влияют экономические, геополитические, цифровизированные, пандемические факторы и протестные хождения коммуникативных девиантов, которые носят объективный, субъективный, рациональный или иррациональный характер;
2) выявлено, что современная культура воспринимается как мозаичное, ризомное, фрагментарно-липоидное образование, в смысловом пространстве которой обучающийся дезориентируется (кризис самоидентификации); 3) обоснована позиция, согласно которой в философском дискурсе историко-культурная система современного профессионального образования способствует формированию не мыслящего, а наблюдающего человека, что актуализирует переосмысление базовых универсалий системы профессионального образования, в том числе конструкта самоидентичности (профессиональное становление, мировоззрение, ценности, смыслы, целевые установки и устремления). Авторами выделены актуальные проблемы феномена самоидентичности как сложноорганизованной саморазвивающейся системы и выявлены контуры паттернов организации смысложизненных ориентаций обучающегося в пространственно-временном континууме истории и профессиональной культуры.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что авторами в результате теоретического анализа выявлены специфические особенности самоидентификации обучающегося в сравнительно-сопоставительном контексте анализа социокультурных характеристик общества. Обобщается основное содержание проблемы самоидентичности обучающегося с акцентом на гармоничность взаимодействия составляющих самосознания в тех или иных культурно-исторических ситуациях, т. е. на формирование способности к решению профессиональных задач с соотнесением своего образа «Я» с фундаментальными нравственными ценностями эпохи, страны и личного выбора.

Ключевые слова: 

самоидентичность; кризис самоидентичности; самоидентификация обучающегося; профессиональное образование; социальная реальность; социокультурные характеристики

Библиографическая ссылка:
Баркова В. В., Семченко А. А., Савченков А. В., Мамылина Н. В. Специфические особенности самоидентификации обучающегося в сравнительно-сопоставительном контексте анализа социокультурных характеристик общества // Science for Education Today. – 2023. – № 1. – С. 48–64. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.03
Список литературы: 
  1. Funk R., Fromm E. Man for himself: An inquiry into the psychology of ethics. – Routledge, 2020.  –224 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203721339
  2. Дряева Э. Д. Основные концепции самоидентификации личности в социокультурном контексте: генезис и развитие // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С.  672. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22528481
  3. Darling-Fisher C. S. Application of the Modified Erikson Psychosocial Stage Inventory: 25 Years in Review // Western Journal of Nursing Research. – 2019. – Vol. 41 (3). – P. 431–458. DOI: https://doi.org/10.1177/0193945918770457
  4. Крылов А. Н. К вопросу о кризисе идентичностей // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – №  3. – С. 95–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18226121
  5. Сарикек Г. Р. Индивидуальность и самоидентификация в обществе комфорта // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2017. – №  1. – С.  26–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29032441
  6. Петракова А. С. Конструирование процессов идентификации и самоидентификации личности в социальной философии Аристотеля // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2017. – № 1. – С. 49–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28392417
  7. Ehrenberg V. The people of Aristophanes: a sociology of old Attic comedy. – Routledge, 2018. –402 p. eBook ISBN 9780203799000 DOI: https://doi.org/10.4324/9780203799000
  8. Петракова А. С. Понимание сущности идентификации и самоидентификации личности в социальном реализме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 12-1. – С. 143–147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30729816
  9. Саидов Н. С. Проблема происхождения и становления человека в философии Аристотеля // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 1. – С. 12–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12048914
  10. Edel A. Aristotle and His Philosophy: With a New Introduction by the Author. –Routledge, 2017.  – 487 p. eBook ISBN 9781351315524 DOI: https://doi.org/10.4324/9781351315524
  11. Sellars J. Renaissance humanism and philosophy as a way of life // Metaphilosophy. – 2020. – Vol.  51 (2–3). – P. 226–243. DOI: https://doi.org/10.1111/meta.12409
  12. Cassirer E. Giovanni Pico Della Mirandola: A study in the history of renaissance ideas // Journal of the History of Ideas. – 1942. – Vol. 3 (3). – P. 319–346. DOI: https://doi.org/10.2307/2707307
  13. Possamai A. In search of New Age spiritualities. – Routledge, 2019. – 172 p. eBook ISBN9781315252490 DOI: https://doi.org/10.4324/9781315252490
  14. Locke D. Our Knowledge of the Past // Memory. – Palgrave, London, 1971. – P. 115–131. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-349-00702-8_11
  15. Gryaznova E. V., Goncharuk A. G., Plisov E. V., Pronina S. V., Borisova I. I. A Model for Investigating the Nature of Corruption: An Ontological Aspect // Proceedings of the XIV European-Asian Law Congress "The Value of Law" (EAC-LAW 2020). – Atlantis Press, 2020. – P. 118–123. DOI: https://doi.org/10.2991/assehr.k.201205.021
  16. Mill J. S. On liberty. – Palgrave, London, 1966. – 147 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-349-81780-1_1
  17. Краснов А. С. Диада "идентичность–отчуждение" в синтагме К. Маркса: история и современность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – Т. 13, № 3. – С. 26–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20843292
  18. Дряева Э. Д. Проблема поиска идентичности в новой информационно-коммуникационной среде // European Social Science Journal. – 2014. – № 7–2. – С. 299–302. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23005621
  19. Krivtsova Е. V., Martynova T. N., Valko O. V. Social risks and human values in context of digital nomadism // Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). – Atlantis Press, 2019. – pp. 389–395. DOI: https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.79 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44535105
  20. Зайцева Ю. Е. Стратегии и стили конструирования идентичности в автобиографических Я-нарративах // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10, № 52. – С. 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30095391
  21. Hoffman E. The Social World of Self-Actualizing People: Reflections by Maslow’s Biographer // Journal of Humanistic Psychology. – 2020. – Vol. 60 (6). – P. 908–933. DOI: https://doi.org/10.1177/0022167817739714
  22. Kim J. Y. A study of social media users’ perceptional typologies and relationships to self-identity and personality // Internet Research. – 2018. – Vol. 28 (3). – P. 767–784. DOI: https://doi.org/10.1108/IntR-05-2017-0194
  23. Резчикова В. В. Проблема идентичности: философско-антропологический анализ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2015. – Т. 2, № 3. – С.  83–92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24831577
  24. Burke P. J. Identities and social structure: The 2003 Cooley-Mead award address // Social psychology quarterly. – 2004. – Vol. 67 (1). – С. 5–15. DOI: https://doi.org/10.1177/019027250406700103
  25. Meltzer B., Petras J., Reynolds L. Symbolic interactionism: Genesis, varieties and criticism. – Routledge, 1975. – 154 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003074311
  26. Пятецкий Л. Л. Идентичность в мировой социологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2009. – №  2. – С. 172–175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13076261
  27. Bryant C., Jary D. (eds.) Giddens' Theory of Structuration: A critical appreciation. – Routledge, 1991. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315822556
  28. Baumeister R. F. Self‐esteem, self‐presentation, and future interaction: A dilemma of reputation // Journal of personality. – 1982. – Vol. 50 (1). – P. 29–45. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1982.tb00743.x
  29. Шпак А. А., Замараева Ю. С., Копцева Н. П. Сложные формы идентичности: проблемы и исследования: монография. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. – 248  с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46467167
  30. Кеидия К. З. Философское понимание самоидентификации в бытийной структуре личности  // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 50–55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17736333
  31. Сарикек Г. Р. Индивидуальность и самоидентификация в обществе комфорта // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2017. – №  1. – С.  26–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29032441
  32. Покровская Т. П. Эрих Фромм о природе человека // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 2. – С. 216–229. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23219659
  33. Козин Н. Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. – 2011. – № 1. – С.  37–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15590698
  34. Semchenko A., Mamylina N., Korchemkina Y., Kovtun R., Artemenko B., Permyakova N. Predictive Assessment of the Analysis of the Parameters of Track and Field Students' Statokinetic Stability and Mental Performance in the Development of Exam Stress // International Journal of Early Childhood Special Education. – 2021. – Vol. 13 (2). – P. 1342–1349. DOI: https://doi.org/10.9756/INT-JECSE/V13I2.211182 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47552051
  35. Клочко В. Е., Лукьянов О. В. Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 324. – С. 333–336. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13610995
Дата публикации 28.02.2023