Определение эффективности сопровождения программ профессионального роста педагога на основе системы автоматизированного мониторинга
2 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
Проблема и цель. В статье исследуется проблема разработки и реализации сопровождения программ профессионального роста педагога на основе системы автоматизированного мониторинга. Цель статьи – определить эффективность сопровождения программ профессионального роста педагога на основе системы автоматизированного мониторинга.
Методология. Исследование было структурировано в рамках описательной модели сопровождения программ профессионального роста педагога на основе системы автоматизированного мониторинга прежде всего потому, что оно направлено на определение эффективности сопровождения.
Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических методов, таких как анализ отечественной и зарубежной педагогической теории и практики в сфере проектирования сопровождения профессионального роста педагога, моделирование, сравнение, сопоставление и обобщение, а также экспериментальных методов с привлечением диагностического инструментария, статистической обработки и экспертных оценок.
Исследование опиралось на данные, полученные в ходе диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций 3 375 учителей из 48 муниципальных отделов образования Республики Башкортостан.
Полученные данные были подвергнуты сравнительному количественному и качественному анализу по критериям оценивания, разработанным на основе видов профессиональной деятельности педагога.
Результаты. В результате исследования определены содержательные компоненты разработанной авторской модели сопровождения программ профессионального роста педагога на основе системы автоматизированного мониторинга, скорректированы технологические аспекты реализации, определена эффективность сопровождения.
Установлено, что системообразующим компонентом в проектировании и реализации сопровождения программ профессионального роста педагога в ходе прохождения им индивидуального образовательного маршрута является диагностика, позволяющая выявить профессиональные дефициты и определить совокупность форм образовательных событий, способствующих профессиональному развитию педагога.
Современная система диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций должна быть не только валидной и объективной, но и отвечать принципам конфиденциальности, компетентности, ответственности, систематичности, объективности, информирования участника о целях и результатах обследования.
Это могут обеспечить лишь автоматизированные системы, позволяющие быстро и независимо провести диагностические процедуры, а также выстроить систему отслеживания результативности сопровождения профессионального развития педагога во времени и пространстве одной или нескольких организаций.
Заключение. Практическая значимость исследования состоит в том, что использование авторской модели сопровождения программ профессионального роста педагога на основе системы автоматизированного мониторинга позволит каждому педагогу самостоятельно выявлять и устранять профессиональные дефициты в условиях постоянно усложняющихся требований к его деятельности, что соответствует концепции непрерывного образования педагогов.
Педагогическое проектирование сопровождения программ профессионального роста педагога на основе системы автоматизированного мониторинга обеспечивает развитие субъектной позиции педагога, позволяющей ему самостоятельно или под руководством наставника выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, а также стимулирует развитие вариативности содержания и технологий системы повышения профессионального мастерства, что соответствует тенденциям развития системы дополнительного образования педагогов.
Представленный практический опыт реализации авторской модели может быть использован при построении пространства методической деятельности образовательных организаций различного уровня.
программа профессионального роста педагога; профессиональная диагностика; система автоматизированного мониторинга; педагогическое сопровождение; индивидуальный образовательный маршрут; модель сопровождения профессионального роста педагога.
- Алтыникова Н. В., Дорофеев А. В., Музаев А. А., Сагитов С. Т. Управление качеством педагогического образования на основе диагностики профессиональных дефицитов учителя: теоретико-методический аспект // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 1. – С. 65–81. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270106/ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48087980
- Пуденко Т. И. Концептуальные основы модели профессионального роста педагогических работников на основе оценки уровня владения профессиональными компетенциями // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 4. – С. 4–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42714420
- Сперанская Н. И., Яцевич О. Е. Самопроектирование индивидуального образовательного маршрута студента: миф и реальность // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 56–61. DOI: https://doi.org/10.12851/EESJ201804 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26020358
- Шалашова М. М., Ларионова Д. В. Роль медиаресурсов и медиаобразовательной среды в индивидуализации дополнительного профессионального образования // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 4. – С. 365–372. DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.53.433 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44180194
- Avalos B. Teacher professional development in teaching and teacher education over ten years // Teaching and teacher education. – 2011. – Vol. 27 (1). – Р. 10–20. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2010.08.007
- Baumgartner M. Professional competence (s) of physical education teachers: terms, traditions, modelling and perspectives // German Journal of Exercise and Sport Research. – 2022. – Vol. 52 (4). – Р. 550–557. DOI: https://doi.org/10.1007/s12662-022-00840-z
- Borko H., Jacobs J., Koellner K. Contemporary approaches to teacher professional development // International Encyclopedia of Education. – 2010. – Vol. 7. – Р. 548–556. DOI: https://doi.org/10.1016/b978-0-08-044894-7.00654-0
- Burridge P., Carpenter C. Expanding Pedagogical Horizons: A case study of teacher professional development // Australian Journal of Teacher Education. – 2013. – Vol. 38 (9). – Р. 10-24. DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2013v38n9.3
- Chen Y., Chen N.-S., Tsai C.-C. The use of online synchronous discussion for web-based professional development for teachers // Computers & Education. – 2009. – Vol. 53. – Р. 1155–1166. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2009.05.026
- Clarke A. Professional development in practicum settings: Reflective practice under scrutiny // Teacher and Teacher Education. – 1995. – Vol. 11 (3). – Р. 243–261. DOI: https://doi.org/10.1016/0742-051X(94)00028-5
- Connelly F. M., Clandinin D. J., He M. F. Teachers’ personal practical knowledge on the professional knowledge landscape // Teaching and Teacher Education. – 1997. – Vol. 13 (7). – Р. 665-674. DOI: https://doi.org/10.1016/S0742-051X(97)00014-0
- Dana N. F., Pape S. J., Griffin C. C., Prosser S. K. Incorporating practitioner inquiry into an online professional development program: the prime online experience // Professional Development in Education. – 2017. – Vol. 43 (2). – Р. 212–231. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2016.1152592
- García E., Weiss E. The Teacher Shortage Is Real, Large and Growing, and Worse than We Thought. The First Report in" The Perfect Storm in the Teacher Labor Market" Series // Economic Policy Institute. – 2019. URL: https://www.epi.org/publication/the-teacher-shortage-is-real-large-and-growing-and-worse-than-we-thought-the-first-report-in-the-perfect-storm-in-the-teacher-labor-market-series/
- Gorozidis G., Papaioannou A. Teachers’ Self-Efficacy, Achievement Goals, Attitudes and Intentions to Implement the New Greek Physical Education Curriculum // European Physical Education Review. – 2011. – Vol. 17 (2). – Р. 231–253. DOI: https://doi.org/10.1177/1356336X11413654
- Hargreaves A., O’Connor M. T. Cultures of professional collaboration: their origins and opponents // Journal of professional capital and community. – 2017. – Vol. 2 (2). – Р. 74–85. DOI: https://doi.org/10.1108/JPCC-02-2017-0004
- Ismailova Z., Olimov Sh., Mustafoeva D., Yarmanova Y. Temirkulova N. Technology of diagnostic level of development of professional competence of pedagogical personnel in the system of training // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – Vol. 29 (7). – Р. 3337–3343. URL: http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/article/view/21886
- Karakis O. Relationship between professional engagement, career development aspirations and motivation towards the teaching profession of prospective teachers // Participatory Educational Research. – 2021. – Vol. 8 (2). – Р. 308–329. DOI: https://doi.org/10.17275/per.21.41.8.2
- Korsager M., Reitan B., Dahl M. G., Skår A. R., Frøyland M. The art of designing a professional development programme for teachers // Professional Development in Education. – 2022. – Latest Articles. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2022.2038234
- Kunter M., Klusmann U., Baumert J., Richter D., Voss T., Hachfeld A. Professional competence of teachers: Effective instructional quality and student development // Journal of Educational Psychology. – 2013. – Vol. 105 (3). – Р. 805–820. DOI: https://doi.org/10.1037/a0032583
- Lay C. D., Allman B., Cutri R. M., Kimmons R. Examining a decade of research in online teacher professional development // Frontiers in Education. – 2020. – Vol. 5. – Р. 573129. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2020.573129
- Novozhenina A., López Pinzón M. M. Impact of a professional development program on EFL teachers’ performance // HOW Journal. – 2018. – Vol. 25 (2). – Р. 113–128. DOI: https://doi.org/10.19183/how.25.2.406
- Palermo C., Thomson M. M. Large-scale assessment as professional development: Teachers’ motivations, ability beliefs, and values // Teacher Development. – 2019. – Vol. 23 (2). – Р. 192–212. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2018.1536612
- Penuel W. R., Fishman B. J., Yamaguchi R., Gallagher L. P. What makes professional development effective? Strategies that foster curriculum implementation // American educational research journal. – 2007. – Vol. 44 (4). – Р. 921–958. DOI: https://doi.org/10.3102/0002831207308221
- Smirnov E. I., Skornyakova Yu., Tikhomirov S. A. Case tests as a tool for identifying of teacher’s professional deficits in the interpretation of complex knowledge // Perspectives of Science and Education. – 2022. – No. 4. – P. 557–577. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.33 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49391239
- García Yuffra J. M., Rosas Ramírez A. M., Armas-Aguirre J. Monitoring automation process to improve the evaluation of competency learning for higher education // Congreso Internacional de Innovación y Tendencias en Ingenieria (CONIITI). IEEE. – 2019. – Р. 1-5. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8960627
- Zeichner K., Wray S. The teaching portfolio in US teacher education programs: what we know and need to know // TATE. – Vol. 17 (5). – P. 613–621. URL: https://www.learntechlib.org/p/197606/