Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 2, С. 172–191
УДК: 
811+378

Потенциал использования корпусных технологий при автономном овладении лексикой на начальном этапе обучения морскому английскому языку [in English]

Мироненко А. А. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Мироненко Е. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема расширения потенциального словаря курсантов морских учебных заведений в процессе аудирования, обусловленная потребностью формирования стратегий самостоятельного овладения лексикой, необходимых для автономного обучения морскому английскому языку. Цель статьи – обосновать целесообразность использования корпусных технологий при отборе лексического материала, что позволит обучающимся овладеть стратегиями, необходимыми для расширения словарного запаса в процессе автономного аудирования, и в целом оптимизировать процесс обучения морскому английскому языку.
Методология. Методологической основой исследования является методическая модель двухуровнего обучения морскому английскому языку, при которой на начальном этапе формирования коммуникативной компетенции курсантов доминируют лексический и когнитивный подходы. В статье обосновывается необходимость их интеграции при активном использовании корпусных технологий, применение которых позволяет осуществлять отбор тематической лексики с учетом дидактических, лингвистических и статистических принципов на основе актуальных аутентичных текстов.
Результаты. В исследовании, описывающем подготовительный этап работы по расширению потенциального словаря курсантов посредством аудирования, представлена процедура отбора текстов для специального корпуса, при помощи авторского конкордансера составлен и проанализирован тематический список слов, приведены результаты анализа конкорданса «ключевое слово в контексте», выявлена зависимость дидактического потенциала базовых слов и количества стратегий, применяемых при контекстуальной догадке значений их производных, владение которыми является обязательным условием автономного овладения лексикой.
Заключение. Результаты исследования позволили определить потенциал корпусных технологий при отборе и анализе тематической лексики для овладения стратегиями, являющимися ключевыми при расширении потенциального словаря в процессе автономного аудирования, и высказать предположение о необходимости включения отобранных из специального корпуса тематических списков в лексический минимум курса общего английского языка в морском контексте, изучение которого должно осуществляться под контролем преподавателя.

Ключевые слова: 

морской английский; корпусные технологии; автономное овладение лексикой; словарный запас; специальный корпус; стратегии расширения словарного запаса

Библиографическая ссылка:
Мироненко А. А., Мироненко Е. В. Потенциал использования корпусных технологий при автономном овладении лексикой на начальном этапе обучения морскому английскому языку [in English] // Science for Education Today. – 2023. – № 2. – С. 172–191. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.08
Список литературы: 
  1. Zhang Y., Cole C. Maritime English as a code-tailored ESP: Genre-based curriculum development as a way out // Ibérica. – 2018. – Vol. 35. – P. 145–170. URL: http://www.aelfe.org/documents/35_06_IBERICA.pdf
  2. Matthews J. Vocabulary for listening: Emerging evidence for high and mid-frequency vocabulary knowledge // System. – 2018. – Vol. 72. – P. 23–36. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2017.10.005
  3. Li Y., Zhang X. L2 Vocabulary knowledge and L2 listening comprehension: a structural equation model // Canadian Journal of Applied Linguistics. – 2019. – Vol. 22 (1). – P. 85–102. DOI: https://doi.org/10.7202/1060907ar
  4. Zhang P., Graham S. Learning vocabulary through listening: the role of vocabulary knowledge and listening proficiency // Language Learning. – 2020. – Vol. 70 (4). – P. 1017–1053. DOI: https://doi.org/10.1111/lang.12411
  5. Краснов С. В., Калмыкова С. В., Краснова С. А. Методологические аспекты образовательного процесса в условиях электронного обучения // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 5. – С. 23–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43310045
  6. Ермолова Т. В., Савицкая Н. В., Дедова О. В., Гузова А. В. Аргументация выбора универсального инструментария обучения иностранным языкам в условиях перехода к digital-компетентностной парадигме // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 6. – С. 179–194. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.10 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47447644
  7. Крылова Е. А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2020. – № 1. – С. 86–93. DOI: http://dx.doi.org/10.23951/1609-624X-2020-1-86-93 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41722368
  8. Sari L. I., Sari R. H. Lecturers’ challenges and strategies in teaching Maritime English online to students with low English proficiency // Register Journal. – 2022. – Vol. 15 (2). – P. 222–244. DOI: http://dx.doi.org/10.18326/rgt.v15i2.222-244
  9. Boers F. Cognitive linguistic approaches to teaching vocabulary: assessment and integration // Language Teaching. – 2013. – Vol. 46 (2). – P. 208–224. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S0261444811000450
  10. James A. J., Schriever U. G., Jahangiri S., Girgin S. C. Improving maritime English competence as the cornerstone of safety at sea: a focus on teaching practices to improve maritime communication // WMU Journal of Maritime Affairs. – 2018. – Vol. 17. – P. 293–310. DOI: https://doi.org/10.1007/s13437-018-0145-4
  11. Дорфман О. В., Чернова О. Е. Развитие коммуникативной компетенции студентов технических вузов как стратегия обучения эффективной коммуникации // Litera. – 2022. – № 4. – С. 27–35. DOI: http://dx.doi.org/10.25136/2409-8698.2022.4.37806 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48309034
  12. Dervić M., Bećirović S. Prerogative of the lexical approach in communicative language teaching // European Journal of Education Studies. – 2020. – Vol. 7 (3). DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.3748039
  13. Иголкина М. И., Язынина В. С. Лексический подход к обучению иностранному языку в техническом вузе // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2022. – № 1. – С. 7. DOI: http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2022-1-763 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48415204
  14. Sun B. Cognitive approach of vocabulary learning // Proceedings of the 2016 International Conference on Arts, Design and Contemporary Education. – 2016. – P. 1517–1521. DOI: http://dx.doi.org/10.2991/icadce-16.2016.373
  15. Chiew M. T. L., Ismail H. H. Exploring vocabulary learning strategies in a second language setting: A review // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. – 2021. – Vol. 11 (12). – P. 1298–1309. DOI: http://dx.doi.org/10.6007/IJARBSS/v11-i12/11376
  16. Nekrasova-Beker T., Becker A., Sharpe A. Identifying and teaching target vocabulary in an ESP course // TESOL Journal. – 2019. – Vol. 10 (1). – P. e00365. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tesj.365 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/tesj.365
  17. Yakubson V., Zakharov V. Initial step of specialized corpora building: cleaning procedures // NORDSCI Conference proceedings: Language and linguistics. – 2020. – P. 155–164. DOI: https://doi.org/10.32008/NORDSCI2020/B1/V3/16 URL: https://www.nordsci.org/nordsci-library/p/initial-step-of-specialized-corpora-building%3A-cleaning-procedures
  18. Ahrabi Fakhr M., Borzabadi Farahani D., Khomeijani Farahani A. A. Incidental vocabulary learning and retention from audiovisual input and factors affecting them // English Teaching & Learning. – 2021. – Vol. 45 (1). – P. 167–188. DOI: https://doi.org/10.1007/s42321-020-00066-y
  19. Логвина С. А., Ягенич Л. В., Сахно Е. М. Ретроспективный анализ методов формирования потенциального словаря // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика, Психология, Социальная работа, Ювенология. – 2015. – Т. 21, № 2. – С. 181–184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24095168
  20. Tinkel I. The Interconnectedness of Mindset and Learning Strategies: How Teaching the Lexical Approach could Support Deep Learning // MAP Education and Humanities. – 2022. – Vol. 2 (2). – P. 30–44. DOI: https://doi.org/10.53880/2744-2373.2022.2.2.30
  21. Hussein K. S. The potentialities of corpus-based techniques for analyzing literature // Journal of Literature, Language & Culture. – 2020. – Vol. 1 (2). – P. 28–43. DOI: https://doi.org/10.25255/2378.3591.2020.1.2.28.43
Дата публикации 30.04.2023