Science for Education Today, 2023, Т. 13, № 4, С. 100–121
УДК: 
37.01+378+004

Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации

Эмих Н. А. 1 (Чита, Россия), Фомина М. Н. 1 (Чита, Россия)
1 Забайкальский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема цифровой трансформации высшего образования. Цель исследования – выявить специфику новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации.
Методология. Методологию исследования составляют феноменологический, философско-антропологический подходы, принцип корреляции, позволяющие рассматривать исследуемую проблему в контексте обоснования новой парадигмы высшего образования, выявления ее специфики. Методами исследования являются компаративистский анализ научных теорий и концепций, позволяющий раскрыть возможности и риски цифрового образования на международном поле, а также синтез и обобщение. Использование парадигмального подхода позволяет обосновать обращение к трактовке новой парадигмы образования.
Результаты. Авторами рассматривается проблема цифрового образования, обоснованная как изменение отношения человек – цифровые технологии, с одной стороны, и как развитие отношения человек – культурно-коммуникационная среда – с другой. Выявлена специфика новой (техноантропоориентированной) парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации (новая парадигма – это рефлексия, отражающая взаимодействие человека с технологической средой; ее содержанием выступает культурно-коммуникационная среда, в которой на основе практики формируется новый вид диалога; в новой парадигме проявляется человек смыслосозидающий как созидатель себя, смысла культурной коммуникации с цифровыми технологиями; техно-культурная функция парадигмы позволяет осуществлять действие в образовательном процессе ценностно-смысловых и цифровых культурно-инструментальных практик). Авторы утверждают, что в новой парадигме образования человек, окруженный технологиями, ориентирован на новый вид диалога, стремится обладать цифровой культурой, быть ее носителем и творцом.
Заключение. Авторами обобщаются особенности новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации.

Ключевые слова: 

цифровизация; техноантропоориентированная парадигма; человек смыслосозидающий; высшее образование; образовательный процесс; онлайн-обучение; культурная коммуникация; технологическая среда

Библиографическая ссылка:
Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. – 2023. – № 4. – С. 100–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.05
Список литературы: 
  1. Thomas M., Yager Z., Quinton H. W. ‘You need to be flexible normally, and here, even more flexible’: teaching academics’ experiences and perceptions of Covid-19 disruptions to teaching, learning, and assessment // Journal of Further and Higher Education. – 2023. – Vol. 47 (2). – P. 215–228. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2022.2102415 
  2. Alhawsawi H., Alhawsawi S., Sadeck O. Understanding resilience and coping in a digitally transformed educational environment during COVID-19 // Journal of Further and Higher Education. – 2023. – Vol. 47 (2). – P. 242–254. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2022.2106124
  3. Atchison E. S. Enhancing institutional research capacity in the midst of a pandemic: A system approach // New Directions for Institutional Research. – 2020. – Vol. 2020 (187–188). – P. 55–63. DOI: https://doi.org/10.1002/ir.20347
  4. O’Dea X., Stern J. Virtually the same?: Online higher education in the post Covid-19 era // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (3). – P. 437–442. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13211  URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13211
  5. Cope B., Kalantzis M. Futures for research in education // Educational Philosophy and Theory. – 2022. – Vol. 54 (11). – P. 1732–1739. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1824781
  6. Marcelo C., Yot-Dominguez C. From chalk to keyboard in higher education classrooms: Changes and coherence when integrating technological knowledge into pedagogical content knowledge // Journal of Further and Higher Education. – 2019. – Vol. 43 (7). – P. 975–988. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2018.1429584
  7. Осипов Г. В., Карепова С. Г., Климовицкий С. В., Некрасов С. В., Пинчук А. Н., Костоломова М. В., Попов М. Ю. Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве: коллективная монография / под ред. Г. В. Осипова, С. Г. Кареповой, С. В. Некрасова, А. Н. Пинчук, Т. В. Гредневой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2020. – 208 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42623780 
  8. Красильникова Е. В., Кайимова С. В., Какоткин Н. С., Луковников Н. Н., Тюлина А. В., Томашевская Н. П. О гуманизации цифровизации современного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. – C. 13. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29618  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42918228
  9. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И.М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 344 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198135

10. Roman P. G., Ballesteros C. R., Noguera M. D. D. Academic whatsapp groups as alternative communication and motivation systems in higher education // Revista Espacios. – 2018. – Vol. 39 (10). – P. 29. URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n10/18391029.html

11. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Оценка развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий // Science for Education Today. – 2022. – Т.  12, № 4. – С. 92–118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.05  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425111

12. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 6. – С. 111–136. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.05  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50026299

13. Миронов В. В. После пандемии: векторы будущего развития // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 3. – С. 522–529. DOI: https://doi.org/10.38197/2072-2060-2020-223-3-522-529  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43843379

14. Зенков А. Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2020. – № 1. – С. 52–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42873886  

15. Anderson T., Rivera-Vargas P. A Critical look at Educational Technology from a Distance Education Perspective // Digital Education Review. – 2020. – Vol. 37. – P. 208–229. DOI: https://doi.org/10.1344/der.2020.37.208-229 URL: https://www.semanticscholar.org/paper/A-Critical-look-at-Educational-Technology-from-a-Anderson-Rivera-Vargas/aa893003114d342b4cbf72b4cdf9967539584319

16. Бондаренко О. Р. Проблема педагогического управления ходом удаленного занятия по иностранному языку в вузе // Вестник российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2021. – № 3. – С. 130–141. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-3-130-141  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46533009

17. Alhazzani N. MOOC’s impact on higher education // Social Science & Humanities Open. – 2020. – Vol. 2 (1). – P. 100030. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2020.100030

18. Reich J. Failure to Disrupt: Why Technology Alone Can't Transform Education. – Cambridge; Massachusetts: Harvard University Press. 2020. – 336 p. ISBN(s): 9780674249684 DOI: https://doi.org/10.4159/9780674249684

19. Ince E. Y., Kabul A., Diler I. Distance education in higher education in the COVID-19 pandemic process: A case of Isparta Applied Sciences University // International Journal of Technology in Education and Science (IJTES). – 2020. – Vol. 4 (4). – P. 343–351. DOI: https://doi.org/10.46328/ijtes.v4i4.112

20. Муравьёва А. А., Олейникова О. Н. Цифровизация высшего образования: возможные пути развития // Философия образования. – 2021. – Т. 21, № 4. – С. 5–18. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20210401  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47359819

21. Шепелова Н. С., Шепелов Н. Н. Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России // Экономические исследования и разработки. – 2020. – № 2. – С. 46–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42630506

22. Razzaque A., Hamdan A. Students’ learner-readiness empowers their imaginative-capacity as they interact while e-learning // Revista Espacios. – 2019. – Vol. 40 (41). – P. 10. URL: http://www.revistaespacios.com/a19v40n41/19404110.html

23. Пугачёва Л. Г. Парадигмальный сдвиг: от классической культуры «интерпретации» к постнеклассической культуре «понимания» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 1. – С. 17–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37616706

24. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 110–123. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2101.07  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44849696

25. Sanchez-Rojo A., Garcia del Dujo A., Munoz-Rodriguez J. M., Dacosta A. Grammars of “Onlife” Identities: Educational Re-significations // Studies in Philosophy and Education. – 2022. – Vol. 41 (1). – P. 3–19. DOI: https://doi.org/10.1007/s11217-021-09811-7

26. Гончарова В. А. Принцип построения идеала в антропологии современного образования // Философия образования. – 2022. – Т. 22, № 1. – С. 38–58. DOI: http://dx.doi.org/10.15372/PHE20220103  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48165906

27. Коломыцева О. Н., Стативка А. М., Шуцзинь Д., Стативка В. И. Детерминированность информационного общества и образовательной системы: возможности повышения академических результатов в условиях дистанционного обучения // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 2. – С. 102–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.05  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45741071

28. Овинова Л. Н., Шрайбер Е. Г. SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, № 4. – С. 700–707. DOI: https://doi.org/10.30853/ped210098  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46531571

29. Gibbs P. Transdisciplinary possibilities after the pandemic // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. – Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655

30. Danek J. Philosophical and societal elements of human upbringing // XLinguae. – 2019. – Vol. 12 (4). – P. 66–76. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.06 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42254245

31.  Hebebci M. T., Bertiz Y., Alan S. Investigation of views of students and teachers on distance education practices during the Coronavirus (COVID-19) Pandemic // International Journal of Technology in Education and Science (IJTES). – 2020. – Vol. 4 (4). – P. 267–282. DOI: https://doi.org/10.46328/ijtes.v4i4.113

32.  Ucar H., Bozkurt A., Zawacki-Richter O. Academic procrastination and performance in distance education: A causal-comparative study in an online learning environment // Turkish Online Journal of Distance Education. – 2021. – Vol. 22 (4). – P. 13–23. DOI: https://doi.org/10.17718/tojde.1002726

33.  Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. – 2019. – № 2 (87). – С. 100–106. DOI: https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-87-2-100-106   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39374705

34.  Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. Философский дискурс образования в условиях глобализации и цифровизации // Педагогическое образование на Алтае. – 2022. – № 1. – С. 113–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49219208

35.  Смирнов М. Ю. Цифровизация как «обнуление» религий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2019. – № 3. – С. 137–146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39954713

36.  St-Onge C., Ouellet K., Lakhal S., Dube T., Marceau M. COVID-19 as the tipping point for integrating e-assessment in higher education practices // British Journal of Educational Technology. – 2022. – Vol. 53 (2). – P. 349–366. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13169

37.  Tkacova H., Pavlikova M., Jenisova Z., Maturkanic P., Kralik R. Social media and students’ wellbeing: An empirical analysis during the Covid-19 pandemic // Sustainability. – 2021. – Vol. 13 (18). – P. 10442. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810442

38.  Erstad O., Silseth K. Futuremaking and digital engagement: from everyday interests to educational trajectories // Mind, Culture, and Activity. – 2019. – Vol. 26 (4). – P. 309–322. DOI: https://doi.org/10.1080/10749039.2019.1646290

39.  Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 6. – С. 40–51. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1906.03  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41586632

40.  Willatt C., Flores L. M. The Presence of the Body in Digital Education: A Phenomenological Approach to Embodied Experience // Studies in Philosophy and Education. – 2022. – Vol. 41 (1). – P.  21–37. DOI: https://doi.org/10.1007/s11217-021-09813-5

Дата публикации 31.08.2023